Как происходит перевод земельных участков сельскохозяйственного назначения в другую категорию

Перевод земли из сельхозназначения в промышленную категорию необходим для того, чтобы на законных основаниях использовать участки для строительства и развития производственных комплексов, добычи ископаемых.

Эта процедура отличается повышенной сложностью, так как не каждый надел может сменить категорию.

От собственника требуется точное соблюдение правил оформления, подачи и регистрации документов, предусмотренных ЗК РФ и иными нормативным актами.

В чем отличие и особенности

Участки промышленного и сх назначения имеют принципиально различные виды разрешенного землепользования. Назначение земель регулируется по нормам ЗК РФ. Нецелевое использование является грубым нарушением закона, что влечет административное наказание (статья 8.8 КОАП РФ).

На граждан накладывается штраф в размере 0,5-1% от кадастровой стоимости участка, на должностных лиц – 1-1,5%; на предпринимателей и юрлиц – 1,5-2%.

Чтобы избежать таких санкций, можно перевести земельный надел в категорию, соответствующую вашим нуждам, в том числе в промышленный вид.

Земли сельхозназначения

Все операции с участками сельхозназначения регламентируются Земельным кодексом РФ. Согласно главе XIV этого акта, сельскохозяйственными признаются все участки, расположенные не ближе 30 км от населенных пунктов, предназначенные для следующих целей:

  • ведения крестьянского хозяйства;
  • пахоты, подготовки и использования кормовых угодий;
  • огородничества и садоводства;
  • посадок, защищающих земли от воздушной эрозии;
  • хозяйственного развития аквакультуры (рыбоводства).

В пункте 2 статьи 78 ЗК РФ указано, что на землях сельхозназначения допускается дорожное строительство, проведение линий электропередачи и связи, различных трубопроводов.

Для этого не нужен перевод участков в другую категорию, так как достаточно утвержденного в администрации проекта рекультивации.

Если же требуется использование участков для производственных целей, то без смены назначения не обойтись.

Промышленные земли

Согласно главе XVI Земельного кодекса промземлями признаются участки, используемые исключительно для промышленной деятельности. Например, это могут быть заводские цеха, фабрики, полигоны для хранения отходов, территории для геологоразведки и добычи ископаемых, прочие цели.

Как происходит перевод земельных участков сельскохозяйственного назначения в другую категорию

На промышленных участках запрещено возведение жилых объектов. Использовать их для ведения КФХ, огородничества, или животноводства также незаконно, поскольку для этого участок должен иметь категорию сельскохозяйственного назначения, ИЖС, либо иной вид разрешенного землепользования.

Зачем переводить

Перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности нужен субъектам, занимающихся индустриальным бизнесом, переработкой сырья, разработкой недр, изготовлением орудий труда и товаров.

Также в данную категорию переводятся сельхоз участки с неоспоримым доказательством утраты полезных свойств почвы, неблагоприятной экологической обстановкой, подходящей для промышленной или иной деятельности.

В переводе сельхоз земель в промышленную категорию откажут, если речь идет об особо ценных продуктивных угодьях. Таковыми по закону являются нераспаханные наделы экологического фонда, земли с высоким уровнем плодородия, засаженные многолетними редкими растениями.

Также нельзя провести смену сельхозназначения, если кадастровая стоимость участка намного выше среднего показателя цены по району. Этот порог определяется для каждого региона отдельно – например, для Ставропольского края действует лимит в 20%.

Процедура перевода

Главный нормативный документ, на который надо ориентироваться при смене категории земель на промышленный вид землепользования – Федеральный закон N 172-ФЗ. Согласно нему процедура перевода выполняется по заявлению владельца. Документ направляется в орган госвласти или местную администрацию, которые распоряжается земельным фондом. Отказ может быть выдан, если:

  • неправильно оформлено заявление.
  • предоставлен неполный пакет документов.
  • угодья сельхозназначения не могут быть переведены в промышленную категорию по законным основаниям.

Заявление, не подлежащее рассмотрению по указанным выше основаниям, подлежит возврату заявителю в течение 30 дней со дня его направления. Отказ при желании можно оспорить в суде.

Если ходатайство будет одобрено, то в течение 2 месяцев со дня поступления составляется акт (срок зафиксирован в пункте 4 статьи 3 Закона № 172-ФЗ). В нем прописываются технические характеристики надела сельхозназначения, одобренное основание для смены категории участка.

Необходимые документы

В первую очередь надо правильно подготовить заявление. В нем обязательно должно быть указано:

  • кто является владельцем земли сельхозназначения (собственник или арендатор);
  • кадастровый номер объекта;
  • действующая категория и категория, в которую надо перевести землю сельхозназначения;
  • обоснование необходимости в смене категории.

К заявлению надо приложить пакет документов, указанный в Законе № 172-ФЗ. В этот перечень входит копия паспорта заявителя (для физлиц), выписка из ЕГРИП или ЕГРЮЛ (для ИП или юрлиц), документ, подтверждающий права на надел.

К специальным бланкам относятся заключение независимой экологической экспертизы, проект рекультивации земли сельхозназначения (при необходимости), согласие правообладателя участка (если, например, заявление подается от имени арендатора).

Как происходит перевод земельных участков сельскохозяйственного назначения в другую категорию

Выписки из госреестров заявитель может собрать и предоставить сам. Но их отсутствие не будет являться причиной для отказа в удовлетворении запроса, так как органы госвласти или местная администрация запрашивают документы самостоятельно.

Регламент рассмотрения заявления и внесения данных в ГКН

После одобрения ходатайства на перевод c/хоз земли в промышленную категорию происходит внесение изменений в ЕГРН (ранее – ГКН). Документы в Росреестр направляются самими органами гос.

власти или органами местного самоуправления (ст. 32 Федерального закона № 218-ФЗ). Осуществляется это в течение 5 суток с момента составления акта.

Если указанный срок пропущен, заявитель вправе обратиться с жалобой или подать заявление в суд.

Перед тем, как начать процедуру смены категории объекта землеустройства, проконсультируйтесь с юристом.

Специалист внимательно изучит ситуацию и даст заключение, возможен ли перевод земли сельхозназначения в промышленную категорию. Также юрист окажет услуги по оформлению заявления пакета документов.

Это устранит риски нарушения закона,  повысит шансы на положительный ответ со стороны уполномоченных ведомств.

Отнесение земель к категориям. Перевод земель

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Земельное право » Земельные споры » Отнесение земель к категориям.

Перевод земель

  • Отнесение земель к определенным категориям и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на это органами федеральной власти и органами местного самоуправления.
  • Содержание
  • Отнесение земель к определенным категориям и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на это органами федеральной власти, а также ходатайства о переводе земель из одной категории в другую могут рассматриваться органами местного самоуправления.
  • В соответствии с законодательным актом, регламентирующим процесс перевода земель и земельных участков из одной категории в другую, данный процесс является обязательным.
  • Полный перечень категорий предусмотрен в Земельном кодексе РФ.
  • Согласно российскому законодательству под категориями земель подразумевается подразделение участков на группы по их целевому назначению. Всего в вышеуказанном Кодексе выделяется несколько категорий, среди которых:
  • земли сельхозназначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли промышленности;
  • земли особо охраняемых территорий;
  • лесные земли;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

Документы, содержащие указание на категорию земель

На законодательном уровне установлено, что некоторые документы обязательно должны содержать в себе сведения о принадлежности земли к той или иной категории. Статья 8 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень таких документов, к которым относятся:

  • договоры, в которых в качестве предмета сделки выступают определенные земельные участки;
  • Государственный кадастр, содержащий сведения об объектах недвижимого имущества;
  • документы, необходимые для проведения процедуры регистрации прав на недвижимое имущество, проведения с таким объектом каких-либо сделок;
  • прочие документы, которые должны содержать данные сведения только в случаях, установленных на уровне закона и закрепленных актами государственного, субъектного и муниципального уровней.

Органы власти, осуществляющие перевод земель из одной категории в другую

На данный момент задача по первоначальной установке точной категории конкретного земельного участка уже не является первоочередной. Сейчас все больше внимания уделяется задаче по правильному организационно-правовому сопровождению перевода земель из одной категории в другую.

В качестве критерия для выбора компетентного органа, осуществляющего отнесение земель к категориям, на законодательном уровне было определено использовать понятие собственность земель.

  • Так, к примеру, если речь идет об участке, находящемся в федеральной собственности, то исключительно Правительство РФ имеет право принимать решение об осуществлении перевода.
  • Если же рассматривается земельный участок, находящийся в собственности определенного субъекта государства, то вопросами о его переводе должен заниматься исполнительный орган данного конкретного субъекта.
  • В случае, когда речь идет об участке, находящемся в муниципальной собственности, решение о переводе земель должно приниматься на муниципальном уровне, находящимися там органами самоуправления.

Перевод земель, находящихся в муниципальной, федеральной и частной собственности

Если рассматривать отдельно процесс перевода федеральных земель, находящихся в одной категории в другую, можно заметить, что на практике существует проблема в установлении компетентного органа, которого можно уполномочить осуществить данное четко определенное действие. Данная проблема возникала из-за того, что на законодательном уровне должным образом не установлен порядок разграничения собственности субъектов и государства.

В соответствии с законом об осуществлении перевода до непосредственного процесса разграничения федеральной собственности или отдельно взятых земельных участков в составе таких земель данный перевод должен осуществляться Правительством при условии, что данное мероприятие удовлетворяет государственные нужды.

Кроме того, данный уполномоченный орган должен выполнять определенные функции, если речь идет об изменении границ, находящихся в пределах городов федерального значения, к которым относятся Санкт-Петербург и Москва.

Во всех прочих случаях, когда перевод земли муниципальной или частной собственности осуществляется путем установления границы определенной территории субъекта страны, уполномоченным на совершение подобных действий считается компетентный орган, полномочия которого подтверждаются на законодательном уровне. Чаще всего в качестве таких органов выступают органы исполнительной власти субъектов государства, однако в некоторых случаях, подчеркнутых в законодательных актах, данное действие могут совершить и органы муниципальной власти.

Читайте также:  Как конопатить дом из бруса: материалы для конопатки швов, какой лучше выбрать, инструкция по утеплению

Перевод земель из одной категории в другую и правовое регулирование данной процедуры

Любой перевод земель в другую категорию в рамках одного участка должен регулироваться на законодательном уровне. Для некоторых из участков устанавливаются определенные правила, к примеру, для земель сельхозназначения, земель запаса и земель населенных пунктов. На данный момент правовое регулирование такого процесса осуществляется на основе нескольких актов, среди которых:

  • Земельный кодексРФ;
  • Закон о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую;
  • прочие акты, которые принимаются в порядке, установленном федеральном законодательством, на субъектном и муниципальном уровне.

Если остановится подробнее на прочих законодательных актах, которые, как правило, распространяются только на ряд субъектов, находящихся на территории Российской Федерации, можно выделить закон «Об охране озера Байкал», акт об искусственных участках, создающихся на водных объектах, относящихся к собственности страны.

Перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию

Земельное право и, соответственно, происходящая на его основании земельная политика, основывает все свои действия на необходимости обеспечить охрану земель сельскохозяйственного назначения. Ведь такие участки принято считать незаменимыми для жизнедеятельности человека, к тому же, их плодородность очень сложно восстановить.

Следовательно, из-за изменения категории с сельхозназначения на другую государство теряет не только средство производства, активно использующееся в сельском хозяйстве, но и важный компонент природной среды.

 Именно эта причина является обоснованием того, что заниматься вопросами перевода земель может только орган публичной власти, при этом не имеет никакого значения, муниципальная это собственность или частная.

Перевод земель лесного фонда в другую категорию

Как правило, подобный перевод земель лесного фонда осуществляется только для удовлетворения целей, установленных в Лесном кодексе РФ, а именно — для проведения изыскательных работ, которые оговариваются в соответствующем акте федерального законодательства.

Осуществление прочих видов деятельности, не установленных в вышеперечисленных актах не допускается на основании действующего на территории страны и отдельных муниципальных образований закона.

Для совершения любых действий, не соответствующих существующей категории земель, требуется перевести землю в другую категорию. Однако совершить перевод лесных земель проблематично, ведь поданное в уполномоченный орган власти ходатайство будет тщательно рассматриваться на протяжении последующих двух недель на предмет возможности дачи указания на проведение такой процедуры.

Перевод земель населенных пунктов в другую категорию

Перевод земель, находящихся в пределах населенных пунктов в другую категорию подразумевает совершение определенных действий:

  • изменение существующих или установка новых границ населенных пунктов.
  • включение новых земельных участков в уже существующие границы.
  • исключение одного или нескольких земельных участков из уже существующих границ населенных пунктов.

Все изменения, которые произошли в результате перевода земель населенных пунктов, обязательно должны быть переданы в государственный кадастр сведений о недвижимом имуществе через местный муниципальный управляющий орган. В результате этого, участкам, претерпевшим при переводе какие-либо изменения, присваиваются новые кадастровые номера.

Перевод земель промышленности из одной категории в другую

Если требуется провести перевод земель, находящихся на территории предприятий для нужд космической деятельности, земель обороны или прочих нужд специального назначения, перевод осуществляется без каких-либо ограничений.Исключение составляют случаи, когда земли обустроены зданиями и постройками. В таком случае для осуществления смены категории необходимо предоставить план рекультивации земельного участка.

Подобная же ситуация с переводом земель, в которых происходит нарушение почвенного слоя. При таком переводе необходимо осуществить восстановительные работы, направленные на придание почвенному слою его первоначального вида, предоставить план рекультивации.

Перевод земель запаса и особо охраняемых территории в другую категорию

Перевод земель особо охраняемых территорий и земель запаса в иную категорию возможен исключительно при проведении установленной экспертизы и получения заключения, предоставленного уполномоченным государственным органом.

Подобная процедура изменения категории земель запаса допускается только при необходимости:

  • создать новую особо охраняемую территорию или землю запаса;
  • создать особую туристско-рекреационную экономическую зону.

Для регулирования процесса перевода земель принят федеральный закон, который предусматривает необходимость подачи ходатайства о желании изменить категорию земли и придать землям запаса другое назначение.

Ходатайство о переводе земель запаса должно быть подано в уполномоченный орган, который будет принимать решение о совершении подобного действия на определенном земельном участке.

В поданном заявлении обязательно должна указываться определенная информация:

  • кадастровый номер земель запаса;
  • категория земли;
  • обоснование перевода земли запаса в другую категорию;
  • подтверждение права на землю запаса.

Обоснование перевода земель и проблемы, возникающие при переводе

Ходатайство о переводе земли из одной категории в другую может быть признано обоснованным, только если данный документ содержит всю необходимую информацию, а именно:

  • кадастровый номер участка;
  • категорию земель, в которую входит земельный участок;
  • категорию, в которую необходимо совершить перевод.
  • подтверждение права собственности на земельный участок;
  • обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую.

Основная проблема, возникающая при переводе земель, – сложность урегулирования данного вопроса с уполномоченными органами. Земля считается важным природным ресурсом, который всегда требуется для нормальной жизнедеятельности человека, поэтому, к примеру, превратить земли сельхозназначения в земли промышленности будет достаточно сложно.

Нарушение порядка перевода земель и признание акта о переводе недействительным

Проблемы перевода земель встречаются достаточно часто, поэтому если распределение земельного фонда по категориям земель будет осуществлено с нарушением норм, установленных законом, акты об отнесении земель к определенным территориям будут признаны недействительными.

Как показывает судебная практика, подобные решения встречаются достаточно часто. К примеру, некоторые акты, предоставленные публичными органами власти, достаточно часто теряют свою силу из-за того, что данный орган не имеет никаких полномочий на совершение подобных действий по переводу собственности.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Особенности перевода отдельных категорий земель в другую

При приобретении земельного участка для строительства бывает недостаточно совершения сделки с земельным участком – может потребоваться также и изменение его целевого назначения. В случае наступления такой необходимости производится перевод земель из одной категории в другую.

https://www.youtube.com/watch?v=3xfRGoo16g8\u0026t=609s

Как пишет zlaw.ru, основным федеральным законом, регулирующим порядок перевода земель, является Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (Закон 172-ФЗ). Общий порядок перевода рассмотрен в статье: «Перевод земельных участков из одной категории в другую».

При этом Закон 172-ФЗ содержит нормы, регулирующие особенности перевода отдельных категорий земель.

Земли сельскохозяйственного назначения

Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:

  • с консервацией земель;
  • с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;
  • с установлением или изменением черты поселений;
  • с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району, а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов;
  • с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;
  • со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;
  • с выполнением международных обязательств РФ, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;
  • с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;
  • с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
Читайте также:  Опалубка для фундамента из досок своими руками: плюсы и минусы деревянной конструкции, как собрать щиты и делать их демонтаж

Согласно п.

2 статьи 7 Закона 172-ФЗ не допускается переводить в другую категорию земель те участки, у которых кадастровая стоимость на 50 и более % превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, к которым относятся сельскохозяйственные угодья НИР и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений ВПО.

В то же время существуют и исключения.

Они возможны в связи с установлением или изменением черты поселений; со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее — линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов; с выполнением международных обязательств РФ, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов и с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

Земли лесного фонда

Земли лесного фонда можно перевести в иную категорию в следующих случаях:

  • если изменение их целевого назначения предусмотрено лесоустроительной документацией или документами территориального планирования и документацией по планировке территории для строительства и эксплуатации объектов здравоохранения, объектов культурно-бытового, жилищно-коммунального, социального назначения, дорог и других линейных объектов;
  • в связи с установлением или изменением черты поселений;
  • в целях создания особо охраняемых природных территорий или в связи с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения.

В иных случаях перевод земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и осуществляется в соответствии с лесоустроительной документацией в связи с:

  • невозможностью их дальнейшего использования по целевому назначению;
  • прекращением нужд лесного хозяйства;
  • необходимостью обеспечения обороны страны и безопасности государства, нужд сельского хозяйства, энергетики, содержанием объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также добычей полезных ископаемых при невозможности в установленном порядке осуществить меры по рекультивации земель для нужд лесного хозяйства.

Земли водного фонда

Земли водного фонда переводятся в иную категорию, если на их месте создаются особо охраняемые природные территории, размещаются объекты государственного или муниципального значения или если водный объект прекратил свое существование или изменил местонахождение (например, трансформировалось русло реки и т.п.).

Земли специального назначения

Согласно статье 9 Закона 172-ФЗ для перевода земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения необходимо наличие утвержденного проекта рекультивации земель. Причем если почвенный слой был нарушен в связи с целевым использованием участка, перевод в иную категорию возможен только после восстановления почвы.

Земли особо охраняемых территорий

Перевод земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется только при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством РФ об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.

Земли запаса

Перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.

Пожалуйста, напишите своё сообщение. Неправильное кодовое слово.

Ваша заявка успешно отправлена

В ближайшее время мы с вами свяжемся.

Евгения (24.02.12): «Вопросов больше, чем ответов.

Вывод: сама по себе процедура перевода земель — источник злоупотреблений в этой области и объект наживы для «нечистых на руку» чиновников!»

Актуальные вопросы в области земельных отношений, связанные с переводом земельных участков из одной категории в другую

1. Возможно ли строительство объектов на сельскохозяйственных угодьях без перевода таких земельных участков в другую категорию земель?

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2   и часть 6 статьи 30, часть 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), — в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Согласно части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются.

В соответствии с частью 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

В Обзоре судебной практики за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.

2014, отражена позиция Верховного Суда Российской Федерации по данному вопросу, состоящая в том, что запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки        и последующей эксплуатации объектов строительства.

Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.06.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

С учетом изложенного, изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод, в свою очередь, допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Согласно пункту 2 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации допускается использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

2. Может ли осуществляться перевод сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли других категорий в связи с неиспользованием земельного участка по целевому назначению его собственником? В каких случаях такой перевод возможен?

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.

2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» оборот земель сельскохозяйственного назначения основан на принципе сохранения целевого использования земельных участков.

При этом пунктом 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В соответствии с частью 1 статьи 7  Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:

Читайте также:  Фундамент монолитная плита: что это такое, конструкция пирога под дом, чертеж, план, схема в разрезе, отзывы и обсуждение, что делать, если появились трещины

  • — с консервацией земель;
  • — с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;
  • — с установлением или изменением черты населенных пунктов;
  • — с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов;
  • — с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;
  • — со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее — линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;
  • — с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;
  • — с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;
  • — с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
  • Таким образом, неиспользование земельного участка по целевому назначению не является основанием для его перевода в другую категорию земель.

3. При каких условиях возможен перевод сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию земель в целях размещения промышленных объектов, объектов социального, коммунально-бытового назначения?

  1. Перевод сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию земель в целях размещения промышленных объектов, объектов социального, коммунально-бытового назначения допускается при одновременном соблюдении следующих условий:
  2. — отсутствие иных вариантов размещения объектов;
  3. — кадастровая стоимость переводимых земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения не должна превышать на пятьдесят и более процентов средний уровень кадастровой стоимости земель по муниципальному району (городскому округу) в случае перевода земельных участков для размещения объектов социального, коммунально-бытового назначения;
  4. — кадастровая стоимость земельных участков не должна превышать средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) в случае перевода земельных участков для размещения промышленных объектов;
  5. — земельный участок не должен быть включен в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается (ведение перечня осуществляется комитетом сельского хозяйства Волгоградской области).

В соответствии со статьей 8.5 Закона Волгоградской области от 17.07.2003 № 855-ОД «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области» к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям относятся:

  • — сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений профессиональных образовательных организаций, реализующих программы подготовки специалистов среднего звена, и образовательных организаций высшего образования;
  • — сельскохозяйственные угодья государственных сортоиспытательных участков;
  • — сельскохозяйственные угодья под многолетними насаждениями;
  • — искусственно орошаемые сельскохозяйственные угодья;
  • — сельскохозяйственные угодья, расположенные в границах природных парков и иных особо охраняемых природных территорий;
  • — сельскохозяйственные угодья с кадастровой стоимостью, превышающей средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) на 50 и более процентов.

При рассмотрении ходатайств о переводе земельных участков из одной категории в другую осуществляется сравнение кадастровой стоимости земельных участков со средним удельным показателем кадастровой стоимости по муниципальному району Волгоградской области, утвержденным распоряжением Мингосимущества Волгоградской области   от 27.11.2013 № 2577-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области».

Отсутствие иных вариантов размещения объекта может подтверждаться документами территориального планирования и утвержденной в соответствии с ними документацией по планировке территории (проектами планировки и межевания территории), материалами, связанными с выбором земельных участков для размещения объектов, заключением органа местного самоуправления об отсутствии иных вариантов размещения объекта.

Следует отметить, что пунктом 3 части 3 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» обязанность по обоснованию перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую возложена на заявителя.

В 2016 году статья 78 Земельного кодекса Российской Федерации была дополнена пунктом 4, согласно которому земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.

В соответствии с разъяснениями Комитета по земельным отношениям и строительству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации допускается перевод земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, в иные категории земель в случае, если изменение его разрешённого использования  предусмотрено утвержденными документами территориального планирования, при условии соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации.

4. Допускается ли перевод земельных участков из одной категории в другую в границах особо охраняемых природных территорий?

  1. В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
  2. 1) земли сельскохозяйственного назначения;
  3. 2) земли населенных пунктов;
  4. 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  5. 4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
  6. 5) земли лесного фонда;
  7. 6) земли водного фонда;
  8. 7) земли запаса.
  9. В составе земель особо охраняемых территорий и объектов выделяются земли особо охраняемых природных территорий, к которым относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов (пункт 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации).
  10. Согласно пункту 3 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, в пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

5. Какие органы наделены полномочиями по переводу земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена?

Статьей 15 Федерального закона от 21.12.

2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установлено, что до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, необходимых для федеральных нужд, осуществляется Правительством Российской Федерации.

В иных случаях до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В соответствии с Законом Волгоградской области от 28.07.

2006           № 1266-ОД «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую на территории Волгоградской области» перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земель промышленности, перевод которых согласно положениям статьи 3 данного закона осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления, относится к компетенции исполнительного органа государственной власти Волгоградской области (комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области).

  • По вопросу о переводе из одной категории в другую необходимых для федеральных нужд земельных участков, находящихся в государственной неразграниченной собственности, решение по которым уполномочено принимать Правительство Российской Федерации, необходимо отметить следующее.
  • Действующее земельное законодательство не раскрывает термины «федеральная нужда», «региональная нужда», «муниципальная нужда» для целей перевода земельных участков из одной категории в другую, что создает трудности при установлении полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере перевода земельных участков из одной категории в другую.
  • За разъяснениями по данному вопросу комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области обращался в Министерство экономического развития Российской Федерации (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений), Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения).

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *