Кадастровая оценка земельных участков: понятие, нормативная база, методика государственной процедуры и оспаривание результатов

Это комплекс административных и технических действий муниципальных органов для определения кадастровой стоимости участков земли, находящихся в ведении данного органа, по состоянию на конкретную дату.Кадастровая оценка земли преследует несколько уровней целей.

  • На уровне государства – это создание единой общегосударственной системы налогообложения земель, находящихся в государственной и негосударственной собственности, что облегчает для фискальных органов выполнение возложенных на них функций, прежде всего в части наполнения бюджетов.
  • На уровне территориальных субъектов РФ – получение точного представления об эффективности использования земель на каждой отдельной территории на определенную дату, принятие обоснованных решений о распределении и перераспределении земельных участков, о более продуктивном их использовании, по поводу приватизации, выдаче разрешений на строительство, и т.д.
  • Для собственников конкретных земельных участков – установление справедливого уровня налогообложения земли, получение ориентира для определения ее оптимальной рыночной стоимости, что важно для упорядочивания операций купли-продажи и аренды земли, наследования, внесение земли под залог, инвестиций в земельные участки, и т.д.

Порядок проведения

Государственная кадастровая оценка земель должна проводиться не реже одного раза в 5 лет.

Она проводится единовременно для всех земельных участков, расположенных на всей территории административно-территориальной единицы.

Эту процедуру осуществляет Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы. Также к оценке могут привлекаться лица и организации, получившие лицензию на проведение оценочной деятельности.

В ходе проведения оценки учитываются сервитуты (права ограниченного пользования участком земли для прокладки и эксплуатации линий электропередач, прохода или проезда через территорию и т.п.), и иные ограничения прав собственников, установленные действующим законодательством, судом или соответствующим административным актом.

Этапы работ:

  1. Подготовка и создание информационной базы (анализ конъюнктуры местного рынка земель, уровня цен на разные земельные участки в зависимости от их категорий и местоположения, изучение законодательства, судебной практики, прецедентов и т.д.).
  1. Разделение оцениваемой территории на зоны и кадастровые кварталы.
  2. Обоснование и определение стоимостных показателей, необходимых для кадастровой оценки.
  3. Выделение ценовых зон в пределах территории.
  4. Графическое и цифровое оформление итогов кадастровой оценки земель, внесение их в ГКН.

Методики оценки

В ходе проведения оценки кадастровой стоимости земли может применяться затратный, доходный или сравнительный метод, либо их комбинации.

Затратный метод используется, как правило, для уникальных земельных участков, которые не имеют аналогов для сравнения или не пользуются спросом, и заключается в определении себестоимости участка.

Сравнительный метод используется при оценке типовых земельных участков, о рыночной стоимости которых имеется достаточно информации. Он достаточно прост и точен, но отражает только текущее состояние рынка, которое может измениться со временем.

Доходный метод основан на определении ожидаемого дохода (ренты) от коммерческой эксплуатации земельного участка. Обычно строится на основе анализа ранее полученных доходов.

Кроме того, оценщик использует данные об арендной плате за использование земельных участков, о ценах заключенных сделок купли-продажи земли, об инфраструктурных объектах, коммуникациях, расположении, физических характеристиках, рельефе, виде и состоянии почвы, наличии улучшений на участке, и т.д.

Основной показатель для определения кадастровой стоимости — удельный показатель кадастровой стоимости 1 м2 земли.

Он определяется для определенных категорий земель, видов разрешенного использования или отдельных кадастровых кварталов на основе Методических рекомендаций для каждой из категорий.

Путем умножения площади конкретного участка на удельный показатель кадастровой стоимости 1 м2 определяется кадастровая стоимость участка.

Если для земельного участка предусмотрено несколько видов разрешенного использования, то при оценке кадастровой стоимости выбирается тот вид разрешенного использования, для которого удельный показатель кадастровой стоимости 1 м2 будет максимальным.

Если рыночная стоимость земельного участка известна, тогда кадастровая определяется в процентах от нее. Кадастровая стоимость земельного участка не может быть выше его рыночной стоимости.

Особенности оценки земель разных категорий назначения

  • При государственной кадастровой оценке земель городских и сельских поселений, огороднических, садоводческих и дачных объединений используются данные статистического анализа текущих рыночных цен в динамике и иные сведения о земельных участках, а также результаты других методик оценки земель, то есть, преобладает сравнительный метод.
  • При оценке сельскохозяйственных угодий, расположенных за чертой городских и сельских поселений, а также и земель лесного фонда учитывается величина капитализации расчетного рентного дохода (доходный метод).
  • Кадастровая оценка участков земли, находящихся за пределами территории городских и сельских поселений, которые относятся к другим категориям земель, основывается на капитализации расчетного рентного дохода или с учетом из затрат, требуемых для воспроизводства и/или поддержания и обеспечения сохранности ценности их природного потенциала (доходный или затратный метод).

Кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий требует определения интегральных показателей, учитывающих плодородие почвы, местоположение и технологические свойства. На их основе рассчитывается кадастровая стоимость и рентный доход.

Результаты кадастровой оценки земель

Итоги проведения государственной кадастровой оценки утверждаются соответствующим нормативным актом административно-территориального субъекта, являются доступными для всех в СМИ и на сайте Росреестра и действительны, как правило, в течение 5 лет, до следующей кадастровой оценки. Кадастровая стоимость земельного участка до истечения этого периода может быть оспорена и изменена только в следующих случаях:

  • при изменении площади и границ участка;
  • при изменении вида разрешенного использования участка;
  • при переводе участка в другую категорию;
  • при объективных изменениях характеристик участка (в результате наводнений, землетрясений, оползней, обвалов, прохождении дороги через участок, и т.д.);
  • при обнаружении ошибок в документах, которые использовались при расчете кадастровой стоимости;
  • в случае существенного изменения рыночной конъюнктуры, повлекшего за собой падение рыночной стоимости до уровня ниже кадастровой стоимости.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка может осуществляться:

  • в рабочем порядке – путем обращения в территориальный орган Росреестра по местонахождению земельного участка;
  • в административном порядке;
  • в суде.

Новая кадастровая стоимость вступает в силу с момента внесения соответствующих изменений в ГКН и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Кадастровая оценка земельных участков и земельный налог

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Государственная кадастровая оценка земли — это комплекс правовых, экономических и технических мероприятий, направленных на определение кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на определенную дату для целей определения платы за землю и осуществления государственного регулирования оборота земель.

Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Основной целью проведения работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации является создание налоговой базы для исчисления земельного налога.

Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, проводится с учетом ценового зонирования территории, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. Учитываются факторы сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границы кадастровых районов или кадастровых кварталов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года №316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

  • Настоящие Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
  • Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
  • Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет.
  • В основе методик определения кадастровой стоимости заложен удельный показатель кадастровой стоимости земель — расчетная величина, представляющая собой кадастровую стоимость единицы площади (1 м2) той или иной категории земель в целом или кадастрового квартала в составе категории земель по видам функционального использования земель.
  • Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с Методическими рекомендациями (указаниями), утвержденными для всех категорий земель.
  • Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в Государственный кадастр недвжиимости.
  • ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ
Читайте также:  Противопожарные перекрытия: на какие типы подразделяются, особенности 1, 2, 3, 4 классов, из чего состоят, предел огнестойкости и другие требования, монтаж

Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. При установлении налога могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которых введен земельный налог, признаются объектом налогообложения по этому налогу (п. 1 ст. 389 НК РФ).

В соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с п.1.статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. При этом налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Размер земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Ставки земельного налога утверждаются решениями (нормативными актами) представительных органов муниципальных образований (городов и районов республики).

Налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в т.ч.

в зависимости от перевода земель из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использования земельного участка), если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли, вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п.

, внесенных обратным числом на указанную дату.

  1. В связи с этим, такие изменения, как перевод земель из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использования земельного участка, влияющие на величину кадастровой стоимости земельного участка и произошедшие в течение налогового периода, учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде.
  2. Земельный налог взимается в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации
  3. Плательщики налога — юридические и физические лица (собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов)
  4. Объект налогообложения — земельные участки, части земельных участков, земельные доли, предоставленные юридическим лицам и гражданам в собственность, владение или пользование
  5. Что такое кадастровая стоимость земельного участка?

www.ocenchik.ru

Кадастровая оценка-2021: через тернии — к справедливости

Недавно на «Клерке» писали о совершенно дикой истории про то, как человек купил недвижимость за 200 тысяч рублей и попал на налог в 2,5 миллиона — и все из-за нюансов с кадастровой стоимостью зданий. Чтобы такие истории не повторялись, мы решили разобраться, что сейчас нужно знать о кадастровой оценке и стоимости принадлежащего вам имущества.

Почти все мы, вне зависимости от материального и социального статуса, являемся владельцами недвижимости.

В данном случае не играет роли, владеете вы пресловутыми шестью сотками в Малых Васюках или у вас в собственности пара-тройка заводов, элитный ЖК и собственный мини-остров.

Бывают, кстати, такие коллизии, когда цена шести васюковских соток вдруг оказывается в разы выше, чем у всех олигархических богатств вместе взятых.

Чтобы правильно посчитать цену недвижимого имущества, государство обязано периодически (но не чаще одного раза в четыре года (раз в два года — в городах федерального значения: Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — прим. авт.

) проводить комплекс взаимосвязанных мероприятий, который и представляет собой кадастровая оценка объектов недвижимости. Так предписывает Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее — закон № 237-ФЗ).

А в помощь ему существует множество других нормативно-правовых актов (НПА) федерального и регионального уровней, которые призваны конкретизировать этапы этого большого пути и предъявляемые к ним требования.

Президент РФ ещё несколько лет назад жёстко раскритиковал процедуру проведения кадастровой оценки объектов недвижимости. Он обратил внимание на проблему объективности, столь характерную для кадастровой оценки. И — не станем долго держать интригу — это подействовало. Сработало!

В Послании Президента Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 года есть такие слова: «И конечно, справедливо должен рассчитываться налог на землю. Понятно, что может меняться кадастровая или рыночная стоимость объекта.

Но в любом случае сумма налога не должна скакать, непредсказуемо меняться. Мы уже ограничили десятью процентами годовой рост налогового платежа для жилой недвижимости.

Предлагаю установить такой же предел и для земельных участков».

Сейчас российское правительство реально трудится над тем, чтобы принцип экономической обоснованности кадастровой стоимости перестал быть сугубо теоретической категорией и, наконец, обрёл ощутимое воплощение на практике.

Кадастровая оценка: как это делается сегодня

Ответственные собственники (и юридические, и физические лица) обычно всё-таки имеют представление о том, за что они платят. Поэтому не станем вдаваться в детали, а дадим картину в общих чертах.

Итак, ответственность за проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости ложится на бюджетное учреждение по решению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (ст.

 6, 7 закона № 237-ФЗ). Работа этой структуры строится на основании перечня объектов, которые по запросу специалистов учреждения предоставляет Росреестр (приказ Росреестра от 06.08.2020 № П/0283).

Почему объект недвижимости может не попасть в данный перечень?

Ваша недвижимая собственность однозначно не будет учтена, если на момент формирования списка объект:

  • не имеет кадастрового номера;
  • не определено назначение стоящих на земле строений;
  • вопреки п. 13 приказа № П/0283, не была официально установлена площадь земельных участков/зданий/помещений;
  • не прописано количество машино-мест на парковках.

С формальной точки зрения кадастровая оценка недвижимости стоит сегодня на трёх пресловутых китах. Это:

  • принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;
  • определение стоимости объектов и составление отчёта об итогах оценки;
  • утверждение результатов определения стоимости (ч. 3 ст. 6 закона № 237-ФЗ).

Но как нетрудно догадаться, президент критиковал систему кадастровой оценки не за то, что оценщики плохо справлялись с отчётами или тем более, проводят оценку по три раза в день, причём без выходных. Суть претензий была совершенно в другом.

Возлагая кадастровую оценку на частные компании, предоставляющие услуги по оценке, государство и граждане, увы, слишком часто сталкивались с ситуациями, когда оценка кадастровой стоимости была проведена с большим количеством нарушений.

Конечно, в силу трудоёмкости процедуры вероятность случайных ошибок довольно высока; однако слишком часто стали возникать ситуации, когда были основания говорить об умышленных действиях.

Всё это доставляет собственникам массу неудобств, ведь итоги оценки сказываются на цене недвижимости при её продаже и на размере налоговых платежей, что особенно важно для предприятий.

Чтобы избежать повторения ошибок, допущенных ранее частниками, была выстроена новая система государственной кадастровой оценки, которую теперь осуществляют региональные государственные бюджетные учреждения (ГБУ).

Особое внимание в ГБУ уделяется подбору кадров: специалисты должны обладать квалификацией, позволяющей им на достойном профессиональном уровне определять справедливую стоимость проблемных активов, систематизировать и анализировать рыночные цены на недвижимость.

Нет предела совершенству: что изменится в ближайшее время

Конечно, в идеале кадастровая стоимость должна совпадать с рыночной.

Однако такие случаи довольно редки, и, поскольку не имеют прямого отношения к теме нашего сегодняшнего разговора, то вернёмся к этому вопросу в другой раз.

Достаточно уяснить, что кадастровую стоимость государство устанавливает в основном с целью расчёта размера налоговых платежей — для определения налогооблагаемой базы.

Процесс совершенствования самой процедуры государственной кадастровой оценки сегодня идёт полным ходом.

С учетом правоприменительной практики в действующее законодательство постоянно вносятся поправки, призванные обеспечить прозрачность любых процедур, относящихся к определению справедливой кадастровой стоимости объектов недвижимости, принадлежащих как юридическим, так и физическим лицам. Благодаря этой стратегии владельцы недвижимости уже получили возможность влиять на оценку до того, как её результаты будут окончательно утверждены.

За основу отечественные законодатели взяли принцип, когда любое исправление ошибок в кадастровой оценке будет истолковано в пользу правообладателей недвижимости. Как это работает? Довольно просто.

Допустим, исправление повлекло снижение стоимости. Значит, новую стоимость можно применять, скажем так, ретроспективно, «задним числом» — вместо той, которая была оспорена.

А вот возросшей стоимостью надо будет руководствоваться лишь начиная со следующего года — следующего налогового периода.

Согласно одной из новелл, заметные изменения касаются собственно механизма пересмотра результатов государственной кадастровой оценки в ситуации, если на российском рынке недвижимости произойдёт обвал цен.

Имеется ввиду индекс рынка недвижимости, который рассчитывается в процессе сравнения кадастровой и рыночной стоимости объектов. Снижение более чем на 30% автоматически станет сигналом для применения индекса по отношению ко всем кадастровым стоимостям.

Читайте также:  Жидкая резина для гидроизоляции фундамента: цена, известные производители, состав материала, плюсы и минусы, сфера применения, технология нанесения

Реагировать на ситуацию и самостоятельно определять величину индекса обязан Росреестр.

Неплохо смотрится идея в части «работы над ошибками».

Например, для того, чтобы впредь исключить методологические ошибки, которые до сих пор нередко случаются в процессе определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, законотворцы предусмотрели глобальный подход: теперь, если такая ошибка будет выявлена, то будет перерассчитана кадастровая стоимость всех объектов, входящих в рассматриваемую оценочную категорию. Подать заявление с просьбой об исправлении ошибки можно в МФЦ или обратиться в ГБУ.

По оценкам экспертов-юристов, уже сегодня можно с уверенностью говорить о заметных качественных улучшениях в сфере кадастровой оценки в РФ.

Хотя в прошедшем 2020-м году количество судебных споров о кадастровой стоимости оказалось одним из наибольших за последние несколько лет, но суммарное снижение кадастровой стоимости по итогам судебных споров составило порядка 228 млрд рублей. Это примерно в четыре раза меньше, чем в среднем за прошедшую пятилетку.

С чем это связано? С тем, что вероятнее всего, специалисты структур, занятых в сфере государственной кадастровой оценки, стали реже допускать ошибки именно благодаря тем изменениям, которые уже произошли в отраслевом законодательстве.

Показательно и то, что сейчас российские суды удовлетворяют требования по пересмотру кадастровой стоимости более чем в 50% случаев.

А значит, сегодня мы с вами, как никогда ранее, оказались близки к определению справедливой и максимально объективной стоимости недвижимости.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ НЕДВИЖИМОСТИ — Информация Росреестра — Новости, объявления, события — Главная — Администрация Кировградского городского округа. Официальный сайт

19 мая 2014

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ НЕДВИЖИМОСТИ

Информация Росреестра

I. Кодексы Российской Федерации

1.

 Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (в ред. от 28.12.2013 № 446-ФЗ) (статья 65, 66).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) (часть 2 глава 31).

II. Федеральные законы, законы Российской Федерации

1.

 Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в ред. от 201.01.2014).

2. Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2013 № 246-ФЗ).

III. Постановление Правительства Российской Федерации

1.

 Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель» (в ред. от 30.06.2010 № 478).

IV. Федеральные стандарты

1.

 Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 № 256 

«Об утверждении Федерального стандарта оценки «Общин понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФСО № 1)» (в ред. от 22.10.2010 № 509).

2. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 № 255 

«Об утверждении Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2)» (в ред. от 22.10.2010 № 509).

3. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 № 254 

«Об утверждении Федерального стандарта оценки «Требования к Отчету об оценке» (ФСО № 3)».

4. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.10.2010 № 508 

«Об утверждении Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости» (ФСО № 4)».

5. Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 04.07.2011 № 328 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения» (ФСО № 5)».

V. Административный регламент

1.

 Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007

№ 215 «Об утверждении административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «организация проведения государственной кадастровой оценки земель».

VI. Методические указания по государственной кадастровой оценки

1.

 Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.07.2005 № 145 

«Об утверждении методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения» (в ред. от 08.07.2011 № 334).

2. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.09.2010 № 445 

«Об утверждении методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения».

3. Приказ Федеральной службы земельного кадастра России от 26.08.2002 № П/307 «Об утверждении методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений».

4. Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007

№ 39 «Об утверждении методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» (в ред. от 11.01.2011 № 3).

5. Приказ Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 № П/0152 «Об утверждении Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» (в ред. от 14.08.2008 № П/0284). (утратил силу Приказом  Росреестра от 03.07.2012 №П/276).

6. Приказ Федеральной службы земельного кадастра России от 20.03.2003 № П/49 «Об утверждении методики государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения».

7. Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 23.06.2005 № 138 «Об утверждении методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель особо охраняемых территорий и объектов».

8. Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 14.05.2005 № 99 «Об утверждении методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель водного фонда».

9. Распоряжение Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06.03.2002

№ 568-р «Об утверждении методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков» (в ред. от 31.07.2002 № 2314-р).

10. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 21.02.2011 № 53 «Об утверждении порядка ведения фонда данных государственной кадастровой оценки и предоставления из этого фонда» (в ред. от 22.04.2013 № 215).

11. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.03.2011 № 114 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости».

12. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.05.

2012 № 263 «Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22 февраля 2011 г.

 № 69 «Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости» ( в ред. от 16.05..2013 № 259).

VII. Методические указания по вновь образуемых земельных участков и в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка в период проведения туров по государственной оценки

1.

 Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 № 222 «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» (в ред. от 17.11.2011 № 673).

2. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.03.

2011 № 113 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости».

VIII. Нормативные документы об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель Свердловской области

1.

 Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерства финансов Свердловской области и Министерства экономики Свердловской области от 23 ноября 2012 г. № 1446/277-П/445/140 создана Комиссия по вопросам государственной кадастровой оценки в Свердловской области «О межведомственной комиссии о проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Свердловской области».

IX. Постановления Правительства Свердловской области об утверждении кадастровой стоимости

Постановление Правительства Свердловской области от 07.06.2011 № 695-ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области» (в ред. от 27.12.2013 № 1616-ПП).

Постановление Правительства Свердловской области от 06.07.

2005 № 539-ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Свердловской области» (в ред. от 30.12.2005 № 1189-ПП).

Постановление Правительства Свердловской области от 05.07.2005 № 533-ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории Свердловской области» (в ред. от 30.12.2005 № 1188-ПП) (утратил силу)..

Постановление Правительства Свердловской области от 10.12.2004 № 1115-ПП «Об утверждении кадастровой стоимости земель лесного фонда, расположенных на территории Свердловской области».

Постановление Правительства Свердловской области от 20.04.2011 № 444-ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель водного фонда, расположенных на территории Свердловской области».

Постановление Правительства Свердловской области от 30.11.2012 № 1349-ПП «Об утверждении среднего уровня кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земель, предназначенных для дачного строительства, садоводства и огородничества) по муниципальным районам и городским округам Свердловской области».

Постановление Правительства Свердловской области от 30.11.2012 № 1348-ПП «Об утверждении среднего уровня кадастровой стоимости земель, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения, по муниципальным районам и городским округам в Свердловской области».

Приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 30.11.

2012 № 1459 «Об утверждении кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения Свердловской области, расположенных на территории Свердловской области».

Приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 30.11.

2012 № 1460 «Об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территориях муниципальных районов и городских округов Свердловской области (за исключением земель, предназначенных для дачного строительства, садоводства и огородничества)».

Постановление Правительства Свердловской области от 28.12.2012 № 1593-ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Свердловской области».

Приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 № 32 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург».

Читайте также:  Цена силикатного блока за куб и 1 штуку разных размеров и типов, стоимость работ по кладке стен, сколько стоит стройка перегородок и несущих объектов?

Приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 20.12.2013 № 3106 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования город Нижний Тагил».

Приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 28.11.2013 № 2689 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территориях муниципальных образований в Свердловской области: Сысертский городской округ, городской округ Верхняя Пышма».

Приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 14.01.

2014 № 39 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципальных образований в Свердловской области: Камышловского городского округа, городского округа Карпинск, городского округа Красноуральск, Североуральского городского округа».

Назад к списку

Новые правила проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости и оспаривания её результатов

Федеральным законом от 31.07.2020 № 269-ФЗ внесены изменения в ряд законодательных актов, направленные на совершенствование государственной кадастровой оценки, в том числе изменены периодичность проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости и порядок оспаривания результатов кадастровой оценки.

По новым правилам во всех субъектах Российской Федерации в 2022 году должна быть проведена государственная кадастровая оценка земельных участков, в 2023 году – государственная кадастровая оценка зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест без учета ограничений по периодичности проведения государственной кадастровой оценки.

На территории Пермского края государственную кадастровую оценку осуществляет ГБУ «Центр технической инвентаризации Пермского края».

В 2021 году бюджетным учреждением планируется осуществление подготовительных работ перед проведением новой государственной оценки. В этой связи, собственникам земельных участков с января 2021 года предоставляется возможность для направления в ГБУ «Центр технической инвентаризации Пермского края» деклараций о характеристиках земельного участка.

Также изменился порядок оспаривания результатов государственной кадастровой оценки. Нововведенной статьей 22.1. Федерального закона от 03.07.

2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусмотрено административное установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое будет осуществлять бюджетное учреждение (ГБУ «Центр технической инвентаризации Пермского края») по заявлению заинтересованных лиц с приложением отчета об оценке. Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Постановлением Правительства Пермского края от 11.12.2020 г. № 973-п установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 237-ФЗ с 1 января 2021 года.

С этой даты предоставление услуги по установлению кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости обеспечивает ГБУ «Центр технической инвентаризации Пермского края».

  Заявление об установлении рыночной стоимости подлежит рассмотрению в течение тридцати календарных дней со дня его поступления.

Напомним, что до 1 января 2021 года результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства и земельных участков из земель населенных пунктов оспаривали в Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при Министерстве по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, либо в суде.

Государственная кадастровая оценка объекток недвижимости — что это такое, кто проводит, методика

В 2020 году граждане России и юрлица начали платить налог на объекты недвижимости, размер которого зависит от их кадастровой стоимости (КС). За это время нововведение пока не успело полноценно укорениться в обиходе владельцев недвижимости. Поэтому вопрос, что это такое – кадастровая оценка объекта, и поныне весьма актуален.

Под термином подразумевается процедура определения КС объекта, относящегося к категории недвижимого имущества. Значение искомого показателя несколько отличается от цены, которую владелец квартиры/дома указывает при продаже. Причина состоит в том, что кадастровая оценка учитывает лишь стандартные характеристики, например:

  • среднюю по муниципальному образованию цену квадратного метра жилых помещений;
  • местоположение дома;
  • размер общей и жилой площади;
  • год возведения и так далее.

А оценка рыночной стоимости объектов недвижимости обычно производится с учетом таких важных факторов, как состояние рынка, сезонность, уровень спроса и прочее. Очевидно, что результат при этом подходе будет более объективным.

Чтобы нивелировать разницу, в марте 2020 года в закон от 29.07.1998 были внесены изменения, предусматривающие применение методик, которые позволят приблизить конечный результат к реальной, иными словами, рыночной стоимости (РС).

Проведение процедуры кадастровой оценки объектов недвижимого имущества в России — прерогатива Федеральной Службы Государственной Регистрации, Кадастра и Картографии.

Услугу организуют сотрудники территориальных подразделений Росреестра по месту расположения недвижимости путем заключения договора с независимым оценщиком о выполнении соответствующего комплекса работ.

Во время кризиса отмечается падение спроса на многие материальные ценности, в результате чего их стоимость снижается. Недвижимое имущество не является исключением. Но поскольку владелец должен платить за него налоги, возникает вопрос, как часто проводится кадастровая оценка недвижимости.

  Раздел земельного участка – от закона к практике

Периодичность определения КС: не чаще 1 раза в 3 года, но не реже 1 раза в 5 лет. Исключением является внеочередная процедура.

Согласно законодательству РФ, она может проходить только с 01.01.

2020, если в конкретном субъекте Федерации со дня последнего проведения кадастровой оценки будет зафиксировано 30-процентное снижение индекса рынка недвижимости.

Больше информации в статье «Государственная кадастровая оценка».

Порядок оценивания

Для начала разберемся, что такое кадастровая цена. Здесь речь идет о параметре, который получен посредством расчета с применением одной из существующих методик, и внесен в госкадастр недвижимости (ГКН). В роли оценщиков выступают независимые компании. При этом все процедуры проводятся в порядке, который прописан в Федеральном законе №135. Последовательность следующая:

  • Принимается решение о необходимости организации кадастровой оценки на государственном уровне (ГКО).
  • Создается список земельных участков или сооружений, которые подлежат оцениванию.
  • Проводится конкурс на выбор достойного исполнителя по определению кадастровой цены. После с победителем заключается соглашение. В договоре прописываются задачи исполнителя и сроки предоставления результатов расчета.
  • Определяется кадастровая цена, после чего формируется итоговый отчет.
  • Проводится экспертиза готового отчета на факт корректности применения действующих методик, правильности выбора сферы применения объекта и так далее.
  • Утверждаются результаты вычисления кадастровой цены.
  • Результаты расчетов вносятся в госреестр недвижимости.

Вопрос принятия решения о необходимости проведения ГКО лежит на региональных или местных структурах, выбирающих компанию-оценщика. Далее они оформляют с ним соглашение. По закону частота ГКО должна производиться раз в пять лет (максимальный промежуток). Существуют требования и в отношении минимального периода оценки – раз в 2 года.

Для организации ГКО формируется список объектов, которые подлежат оцениванию. При этом оценка проводится комплексно – то есть для всех объектов, расположенных на определенной территории, находящейся во владении муниципалитета или субъекта РФ. Вычисление кадастровой цены в рамках ГКО проводят независимые оценщики (об этом упоминалось выше).

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *