Предоставление земельного участка в аренду: сроки, вынесение положительного решения и причины отказа, оспаривание постановления

Отношения по аренде земельных участков регулируются как гражданским, так и земельным законодательством. К базовым нормативным актам относятся:

  • Земельный кодекс РФ;
  • Гражданский кодекс РФ.

При этом из п. 3 ст. 3 ЗК РФ следует, что имущественные правоотношения, предметом которых является земля и сделки с ней, регулируются гражданским законодательством, если иные требования не прописаны в земельном законодательстве. Соответственно, ЗК РФ в таком случае имеет приоритет над ГК РФ.

Договор арендного предоставления земельных наделов (ст. 606 ГК РФ и ст. 22 ЗК РФ) является временным, то есть оформленным на определенный срок.

Продолжительность действия сделки согласовывается сторонами и фиксируется в договоре.

Однако в отношении государственной или муниципальной земли ЗК РФ определяет исключение в виде установления предельного срока арендного выделения, зависящего от вида и назначения земельного надела (п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ).

По общим правилам гражданского законодательства пролонгация договоров аренды земельных участков возможна путем:

  • подписания обновленного договорного документа (при этом стороны и предмет договора остаются прежними);
  • заключения допсоглашения к первоначальному договору, которое позволяет внести в него корректировки не только в отношении периода действия аренды, но и в отношении иных условий (например, арендной платы);
  • включения в текст первоначального договора оговорки об автоматической пролонгации.

Согласно п. 3 ст. 39.6 ЗК РФ, продление срока договора аренды земельного участка без проведения торгов арендаторами федеральной или региональной земли возможно, если:

  • участок выделен субъекту без проведения торговых процедур. Закрытый перечень таких случаев сформирован в п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, однако эти положения не распространяют свое действие на ситуации, перечисленные в пп. 13, 14 и 20 ст. 39.12 ЗК РФ (случаи, когда договорной документ был вынужденно оформлен с единственным участником аукционных процедур);
  • земля предоставлена гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.

При этом требуется, чтобы были соблюдены следующие условия (п. 4 ст. 39.6 ЗК РФ):

  1. Ходатайство о перезаключении договора арендного пользования на этот же участок подано арендатором своевременно, до истечения срока действия первоначального арендного договора.
  2. У иных лиц нет исключительных прав на приобретение участка.
  3. Первоначальный арендный договор с этим арендатором на этот участок не расторгнут по основаниям, предусмотренным пп. 1 и 2 ст. 46 ЗК РФ.
  4. На момент перезаключения аренды не исчезли основания, позволяющие предоставлять рассматриваемый участок в арендное использование без торгов.

Верховный суд РФ в обзоре судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 28.03.2018, пресек возможность вариативного толкования норм о продлении арендного договора на землю без проведения торгов.

Дело в том, что п. 5 ст. 39.6 ЗК РФ единожды разрешает продлить без торгов договор по арендному использованию участка для завершения строительства при условии соблюдения ряда требований (подп. 1 и 2 п. 5 ст.

 39.6 ЗК РФ).

Одним из таких условий является наличие на участке объекта незавершенного строительства. ВС РФ однозначно указал, что для продления договорного документа должны быть выполнены все условия п. 4 ст. 39.6 ЗК РФ и на земле должен присутствовать объект незавершенного строительства.

Таким образом, продление арендного договора на земельные участки не является сложной процедурой. Однако даже при этом требуется внимание к деталям, так как в некоторых случаях пролонгация невозможна в принципе.

Еще больше информации по теме — в рубрике «Договор».

Многие граждане на сегодняшний день предпочитают брать земельные участки в аренду вместо того, чтобы выкупать их в частную собственность.

Чтобы продолжить пользоваться недвижимостью, нужно разобраться в том, какие устанавливаются условия продления договора аренды земельного участка в 2018 году и как проводится эта процедура.

Главные положения

Предоставление земельного участка в аренду: сроки, вынесение положительного решения и причины отказа, оспаривание постановления

В первую очередь, следует понять, как подготавливаться к продлению договора и как регулируется проведение данной операции действующим законодательством.

Причины и основания

Все причины, при которых появляется потребность в продлении арендного договора, могут быть регулярными или разовыми. Регулярное продление договора аренды определенного участка в преимущественном большинстве случаев появляется в том случае, если в аренду берется какая-то территория, принадлежащая частному лицу, для ведения сельскохозяйственной деятельности.

Оформление этого соглашения осуществляется на срок до двух-трех лет и продлевается до того момента, пока собственник не имеет никаких претензий к арендатору, и пока у последнего есть возможность оформления регулярных платежей.

Однократное продление договора встречается в таких случаях:

  • появилась необходимость в окончании начатого строительства;
  • появилась необходимость продолжения эксплуатации указанной территории;
  • отсутствуют какие-либо основания для того, чтобы на данный момент переоформить земельный участок в частную собственность.

Аренда земельных участков у муниципальных владельцев для строительства какой-либо недвижимости предусматривается на ограниченный промежуток времени, по истечении которого аренда может быть пролонгирована один раз в том случае, если строительные работы были начаты, но не закончены.

Если участок пользуется для ведения садоводческой деятельности, то в таком случае может потребоваться продление арендного договора, в то время как при использовании арендованной земли льготниками довольно часто встречаются ситуации, когда имеющихся льгот недостаточно для того, чтобы переоформить участок в частную собственность, но при этом достаточно для пролонгации соглашения.

Само же продление может осуществляться только при наличии следующих оснований:

  • такая возможность предусматривается оформленным договором;
  • есть какие-либо основания, предусмотренные действующим законодательством;
  • есть согласие на проведение данной операции со стороны собственника.

Предоставление земельного участка в аренду: сроки, вынесение положительного решения и причины отказа, оспаривание постановления

  • Если в процессе оформления договора контрагенты предусматривают возможность полностью автоматического продления сделки по оформлению в аренду земельных участков, данная аренда будет продлеваться ежегодно, если со стороны субъектов договора отсутствуют какие-либо возражения.
  • В соответствии с нормами, указанными в статье 39.
  • 8 Земельного кодекса ключевое основание для однократного продления договора аренды земельного участка – это факт наличия недостроенной недвижимости на указанной территории, которая принадлежит арендатору.
  • В такой ситуации можно повторно оформить договор аренды один раз на срок до трех лет вне зависимости от того, было инициировано строительство недвижимости или же объект долгостроя покупался по конкурсу.

Статья 39.8. Особенности договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Для продления имеющегося договора аренды собирается следующий перечень документов:

  • копия гражданского паспорта заинтересованного лица;
  • если с заявлением идет представитель заинтересованного лица, то в таком случае предоставляется копия документа, подтверждающего удостоверение всех полномочий, имеющихся у данного гражданина;
  • кадастровый паспорт на земельный участок с подробным описанием различных частей территории, занятых всевозможными объектами недвижимости, оформленный не более, чем за три месяца до момента подачи заявления;
  • акт согласования арендного договора с Управлением архитектуры и градостроительства указанного населенного пункта;
  • утверждение возведения построек;
  • акт, подтверждающий согласование с уполномоченными сотрудниками Управления архитектуры и градостроительства;
  • документ, подтверждающий отсутствие каких-либо долгов по арендной плате.

Копии всех подаваемых документов в обязательном порядке нужно заверять нотариусом. Если нотариального заверения документов не осуществляется, то в таком случае все бумаги нужно будет предоставить в оригиналах.

Условия и способы

Продление договора осуществляется только в том случае, если:

  • это предусматривается соответствующими законодательными органами;
  • обе стороны согласны на пролонгацию договора;
  • соответствующее решение было вынесено судебными органами.

Сама же процедура продления аренды может осуществляться одним из следующих способов:

  • оформление нового контракта;
  • оформление дополнительного соглашения к уже имеющемуся договору;
  • автоматическое продление.

Оформление нового контракта осуществляется в том случае, если отсутствует возможность составления дополнительного документа или присутствует необходимость во внесении существенных корректировок в условия аренды территории. В любом случае процедура будет выглядеть одинаково и предусматривать стандартный порядок действий, которые выполнялись и в процессе оформления первоначального договора.

  1. Если изначально процедура оформления договора осуществлялась на основании торгов, то в новом документе уже будет указываться преимущественное право арендатора или решение, вынесенное судебными органами.
  2. Автоматическое продление присутствует в том случае, если ни одна из сторон не инициирует расторжение договора аренды, то есть арендодатель не стремится изымать земельный участок, а арендатор по-прежнему оплачивает установленную сумму в принятые сроки.
  3. При этом стоит отметить, что в этой ситуации пролонгация уже не будет ограничиваться определенными сроками, а условия контракта будут оставаться прежними.
  4. Если владельцем земельного участка является частное лицо, то в таком случае для того, чтобы продлить аренду на прежних условиях, вовсе не обязательно подавать какие-то заявления, и вполне достаточно будет устно согласовать данный вопрос, так как происходит автоматическое продление аренды.
  5. Для того, чтобы продлить договор аренды территории, принадлежащей государственным органам, письменное заявление подается непосредственно в тот орган, который является собственником этого имущества.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Вс разрешил взыскивать неустойку с госорганов при неисполнении решения о передаче земельного участка

В Определении № 306-ЭС20-12906 Верховный Суд разъяснил, что по требованию заявителя они вправе присудить денежную сумму, подлежащую взысканию с государственного органа или органа местного самоуправления, на случай неисполнения им судебного акта, обязывающего совершить определенные действия, связанные с передачей и оформлением прав заявителя на земельный участок.

Спор из-за участка

В 2016 г. ИП Григорий Деулин купил у ООО «МЖКстрой» два объекта недвижимости. В этом же году он обратился в администрацию городского округа Самара с заявлением о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов участка, на котором расположены объекты недвижимости. В заявлении он сослался на п. 2 ст. 39.3 и ст. 39.20 Земельного кодекса.

Читайте также:  Строительство домов под ключ: что обозначает термин, преимущества сервиса, как выбрать компанию для возведения коттеджа, цены на услуги, возможные риски

Департамент управления имуществом городского округа 8 ноября 2016 г. отказал в рассмотрении заявления предпринимателя по существу, а в письме от 11 октября 2017 г.

№ 2959 отказал в предоставлении участка в собственность, сославшись на то, что в соответствии с Информационной системой обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) часть испрашиваемого земельного участка расположена в границах территории общего пользования.

В последующем по административному иску предпринимателя суд признал недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Генеральный план городского округа Самары в части установления красных линий в границах спорного земельного участка.

Также суд признал недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Правила застройки и землепользования, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2011 г.

№ 61, в части нахождения земельного участка в двух территориальных зонах.

После этого Григорий Деулин обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Департамента, выразившихся во внесении в ИСОГД сведений о наличии в границах земельного участка территории общего пользования и обязании устранить допущенные нарушения путем исключения из системы соответствующих сведений. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, однако апелляция полостью удовлетворила требования. Кассация оставила в силе судебный акт второй инстанции.

По этому делу предприниматель заявил требования о признании незаконными отказа Департамента в рассмотрении заявления о выкупе участка и отказа в выкупе земельного участка, а также об устранении последствий допущенных нарушений путем направления в его адрес проекта договора купли-продажи земельного участка по цене 40% кадастровой стоимости.

12 октября 2019 г. суд признал незаконными решение Департамента от 8 ноября 2016 г. и приказ от 11 октября 2017 г., обязал главу городского округа и Департамент устранить последствия допущенных нарушений путем направления Григорию Деулину проекта договора купли-продажи земельного участка по цене 50% кадастровой стоимости. Апелляция и кассация оставили решение первой инстанции в силе.

Департамент не исполнил решение суда

В 2020 г. предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о присуждении в его пользу в порядке ст. 308.3 ГК и 174 АПК денежных средств в размере более 5 тыс. руб.

, подлежащих взысканию с Департамента за каждый день неисполнения решения суда от 12 октября 2019 г., начиная с 13 января 2020 г. до его фактического исполнения. Он указал, что с 2016 г.

Департамент создавал препятствия в выкупе участка и так и не исполнил решение суда от 12 октября 2019 г.

Внесены изменения в два постановления Пленума ВС РФ, посвященные применению норм исковой давности и ответственности за нарушение обязательств

При вынесении решения суд руководствовался ст. 16, 119, 174, 318 АПК, ст. 308.3, 330 ГК, Законом от 3 августа 2018 г. № 340-ФЗ, которым были внесены изменения в Градостроительный кодекс и ряд отдельных законодательных актов, а также разъяснениями, приведенными в п.

27, 28, 31, 32, 33 Постановления Пленума ВС от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств».

Не установив затруднений для исполнения судебного акта, суд пришел к выводу о том, что Департамент необоснованно уклоняется от исполнения вступившего в законную силу судебного акта, и взыскал с него денежную сумму в размере 1000 руб.

за каждый день просрочки исполнения решения суда с момента ее присуждения – 30 января 2020 г. (дата объявления резолютивной части определения по заявлению о присуждении судебной неустойки) и до его фактического исполнения.

Суд отметил, что Законом № 340-ФЗ ст. 174 АПК дополнена ч. 4, которой предусмотрено право суда по требованию истца присудить в его пользу денежную сумму, подлежащую взысканию с ответчика на случай неисполнения судебного акта. Первая инстанция указала, что предусмотренное в ч. 4 ст. 174 АПК правовое регулирование сходно по своей сути с регулированием, установленным ст. 308.

3 ГК для защиты прав кредитора в случае неисполнения должником гражданско-правового обязательства. Включение данной нормы в закон, определяющий порядок судопроизводства в арбитражных судах, в отсутствие установленных этим законом каких-либо изъятий позволяет применить это положение и при рассмотрении споров административного характера.

Суд посчитал, что исходя из предмета спора, характера действий, которые должно совершить обязанное лицо, необходимости обеспечения баланса интересов сторон и недопустимости использования правовых инструментов, предоставленных стороне для защиты нарушенных прав и законных интересов, в целях необоснованного обогащения, справедливым и обоснованным является присуждение 1000 руб.

за каждый день неисполнения решения суда. Апелляция оставила решение первой инстанции в силе.

Кассация посчитала, что поскольку нижестоящие суды рассмотрели спор, возникший из публичных правовых отношений, и, признав незаконным отказ Департамента в приватизации участка, в соответствии с ч. 5 ст.

201 АПК обязали заинтересованное лицо совершить определенные действия в качестве устранения нарушения прав и законных интересов предпринимателя, присуждение по делу, рассмотренному в порядке гл. 24 АПК, судебного штрафа (неустойки) по правилам ст. 308.3 ГК не предусмотрено.

Таким образом, суд округа отказал в удовлетворении заявления предпринимателя о присуждении неустойки.

Верховный Суд не согласился с позицией кассации

Григорий Деулин обратился в Верховный Суд, который напомнил, что дела об оспаривании ненормативных актов, перечисленных в ч. 1 ст. 197 АПК, затрагивающие права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК, с особенностями, установленными гл. 24 АПК.

При этом, заметил ВС, эта глава не содержит изъятий относительно возможности применения положений ч. 4 ст.

174 АПК о праве истца требовать присуждения денежной суммы на случай неисполнения судебного акта, которым признан недействительным (незаконным) акт государственного органа или органа местного самоуправления и в порядке устранения допущенных нарушений гражданских прав и законных интересов заявителя на данный орган возложена обязанность в установленный судом срок совершить определенные действия, в том числе принять решение о продаже публичного имущества в случаях, предусмотренных законом, подготовить договор купли-продажи и направить заявителю. Таким образом, суд на основании положений ч. 4 ст. 174 АПК вправе по требованию заявителя присудить денежную сумму, подлежащую взысканию с государственного органа или органа местного самоуправления, на случай неисполнения им судебного акта, обязывающего совершить определенные действия, связанные с передачей и оформлением прав заявителя (истца) на земельный участок. Названная сумма определяется на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения.

Верховый Суд указал, что арбитражные суды, рассмотрев требования предпринимателя в порядке гл. 24 АПК, признали незаконными отказы Департамента в приватизации заявителем земельного участка.

При этом возложенная судами на уполномоченные органы обязанность по устранению последствий допущенных нарушений по предоставлению проекта договора купли-продажи участка по цене, установленной судом, является гражданско-правовой и ее исполнение влечет у заявителя возникновение гражданских прав.

ВС отметил, что первая и апелляционная инстанции правомерно удовлетворили заявление предпринимателя и признали справедливым и обоснованным взыскание с Департамента денежной суммы в размере 1000 руб.

за каждый день неисполнения решения, начиная с 30 января 2020 г. (даты объявления резолютивной части определения по заявлению о присуждении судебной неустойки), поэтому у окружного суда не имелось предусмотренных ст.

288 АПК оснований для отмены законных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций.

На основании этого Верховный Суд отменил постановление кассации и оставил в силе судебные акты первой и второй инстанций.

Определение может изменить практику

Адвокат, партнер АБ «Резник, Гагарин и Партнеры» Сергей Косоруков посчитал, что позицию ВС о допустимости применения астрента, предусмотренного ч. 4 ст. 174 АПК, по делам, возникающим из публичных правоотношений, следует поприветствовать.

«Помимо очевидного довода в пользу данной позиции, приведенного в самом определении (отсутствие в ч. 4 ст.

174 АПК ограничения сферы ее действия только гражданско-правовыми спорами), обоснование данной позиции можно усмотреть также и в большем политико-правовом значении астрента для публичных правоотношений как одного из немногочисленных действенных средств правовой защиты частного лица против публичного образования», – указал он.

Вместе с тем, полагает Сергей Косоруков, необходимо отметить и определенный недостаток мотивировки определения, в котором Верховный Суд связал применение астрента в конкретном деле с итоговым нарушением гражданско-правовой обязанности публичного образования (по предоставлению проекта договора купли-продажи земельного участка в порядке приватизации), что оставляет открытым вопрос о применении астрента в случаях, когда на стороне публичного образования лежит сугубо публично-правовая обязанность (например, осуществить возврат излишне уплаченного или взысканного налога).

По мнению адвоката АП г.

Москвы Василия Котлова, определение демонстрирует, что в правоприменительной практике нет единого подхода к пониманию правовой природы судебной неустойки, а также к такому распространенному явлению, как неисполнение вступившего в законную силу решения суда государственным органом. Между тем, заметил он, ответственность государственных органов за неисполнение судебных решений приобрела актуальность, поскольку препятствует произволу со стороны государства.

Василий Котлов указал, что суды, рассматривая дела о присуждении неустойки с госорганов, как правило, учитывают разъяснения, содержащиеся в п. 30 Постановления Пленума ВС № 7, и исходят из того, что спор возник в сфере публично-правовых отношений и рассмотрен судом по правилам гл.

Читайте также:  Дом из керамзитобетонных блоков: строительство своими руками дачного и помещения для постоянного проживания, как правильно сделать керамзитную кладку, фото

24 АПК, в то время как судебная неустойка может быть присуждена только на случай неисполнения гражданско-правовых обязанностей. При этом суды ссылаются на норму ст. 308.3 ГК, согласно которой суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (п. 1 ст.

330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК).

По мнению судов, отметил адвокат, норма направлена на стимулирование ответчика к исполнению судебного акта посредством взыскания с него судебной неустойки и подлежит применению в случае неисполнения ответчиком возложенной на него гражданско-правовой обязанности по заключению договора. «В этой связи определение Верховного Суда демонстрирует тенденцию к изменению такого подхода», – подчеркнул он.

Отказ в продлении аренды земли — Юридическая консультация

Правовое регулирование земельных отношений, осуществляется Земельным кодексом РФ (далее по тексту – ЗК РФ). Глава V.1 «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» была введена в ЗК РФ Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ и вступила в силу с 1 марта 2015 г.

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может заключаться с заинтересованным лицом как без проведения торгов, так и с проведением торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.

По общему правилу, установленному п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, которые проводятся в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 вышеуказанной статьи.

Арендатор земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, имеет право на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов в соответствии с условиями, закрепленными пп. 31 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.

В соответствии с пп. 31 п. 2 ст. 39.

6 ЗК РФ договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства РФ при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды указанного земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.

Данный способ предоставления земельного участка без торгов обусловлен наличием ранее заключенного договора аренды этого земельного участка. Данное право законодатель предоставил арендаторам, надлежащим образом, использующим земельный участок для ведения сельскохозяйственного производства.

В случае если при использовании земельного участка были выявлены в рамках государственного земельного надзора нарушения, то они должны быть устранены к моменту обращения заявителя за заключением договора аренды земельного участка, соответствующая информация должна иметься у уполномоченных органов (п.

2 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2020 г. (далее – Обзор судебной практики)).

Возвращаясь к конкретному вопросу автора, поскольку срок договора аренды истекает 5 марта 2021 г., арендатору необходимо подать заявление о заключении с ним нового договора аренды в уполномоченный орган до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды.

И, как указано в п. 2 Обзора судебной практики, «необходимо исследовать условия заключения нового договора аренды с учетом требований подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ».

Правила составления заявления и перечень документов, которые необходимо приложить к нему, урегулированы ст. 39.17 ЗК РФ.

Согласно п. 5 данной статьи в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает соответствующие действия, предусмотренные названным пунктом.

  • Следует знать, что уполномоченный орган (сельсовет, как называет его автор вопроса) может отказывать только по основаниям, строго перечисленным в законе.
  • Чтобы юридически правильно ответить на поставленный вопрос о законности (незаконности) действий сельсовета по выставлению обязательного условия (требования) о регистрации настоящего арендатора в качестве крестьянско-фермерского хозяйства для заключения нового договора аренды, надо ознакомиться с решением, содержащим отказ, который вы получили в ответ на ваше заявление о продлении договора аренды, а, главное, знать в какой форме сотрудником сельсовета передано вам решение: был ли это устный ответ сотрудника (не имеющий юридической силы) или предоставлено письменное официальное решение, в котором указаны все законные основания принятия такого решения.
  • В случае вашего несогласия с полученным официальным отказом и наличием законных оснований у вас есть право оспорить решение сельсовета в судебном порядке.

Признание незаконным отказа в предоставлении земельных участков

Предоставление земельных участков для личного пользования, под застройку, с целью последующего развития территории, в аренду, под приватизацию и для любых других целей регламентируется Земельным Кодексом РФ.

Участок может быть передан физическому или юридическому лицу после проведения аукциона или без передачи земли на аукцион, в случаях, когда согласно законодательству, возможна передача земельного участка без дополнительных процедур.

В случае отказа органа самоуправления или руководящего юридического лица в предоставлении надела, возможно обжалование отказного решения в судебном порядке.

Случаи, когда решение не подлежит обжалованию

ЗК РФ предусмотрен ряд законных оснований для препятствования в получении участка при наличии определенных обстоятельств. Не подлежит обжалованию решение об отказе в таких случаях:

  • Если на требуемую территорию наложен официальный запрет на проведение приватизации;
  • Если участок содержит собственность других лиц или пребывает в собственности других лиц;
  • Если на земле есть незавершенное строительство, осуществляемое на законных основаниях;
  • Когда надел был изъят из общего оборота;
  • Если участок признан неделимым и относится к долевой собственности нескольких физических или юридических лиц;
  • Когда территория относится к государственным резервным участкам;

В случае подачи нескольких заявлений на получения одного и того же участка, заявители могут получить отказ-отсрочку, до проведения аукциона. При этом лица, право на получение надела получает один из участников аукциона, остальные получают отказ, в связи с результатами аукциона.

Когда отказ на предоставления участка считается незаконным

Незаконным отказ считается в случае, если не подтвержден соответствующими фактами, свидетельствующими о невозможности передачи земли в пользование.

В судебном порядке может быть обжаловано решение об отказе, если земельный участок не выставлен на аукцион, не имеет на своей территории неоконченных застроек или имеет застройки, но возведены они на незаконных основаниях.

Подлежит обжалованию земля, выданная ранее для личного пользования, в случае если отказывают в праве на приватизацию, а также подлежат обжалованию отказы на участки, для которых границы неиспользуемой территории и ее место положения определены неактуально.

Незаконным считается отказ на предоставление участка под предлогом воспрещающих факторов форм использования участка заявителем, если данные факторы не являются документально подтвержденными. То же касается и земель, зарезервированных для муниципальных целей, если документация о резервировании отсутствует.

Сложным моментом при борьбе за предоставлении земельного участка состоит в том, что четких правил данной процедуры не существует, по этой причине, в первую очередь, следует ознакомиться с законодательными актами относительно предпочитаемого участка, правильно оформить заявление, а в случае отказа, попытаться разрешить вопрос земли в судебном порядке, что сделать без помощи специалистов фактически невозможно.

Статистика деятельности нашей компании свидетельствует о том, более 83% истцов выигрывают подобные земельные споры и решения органов, отказавших в выдаче участка, признаются незаконными.

Для того чтобы не столкнуться с проблемой отказа со стороны представителей органов самоуправления, процедуру получения надела или его искового оспаривания лучше доверить квалифицированному специалисту.

Наша компания помогла отстоять право на получение земельного участка сотням людей и имеет большой опыт в разрешении земельных вопросов любой степени сложности.

Обжалован отказ Росреестра в регистрации права на землю, практика | Юрист по недвижимости — сопровождение и защита

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 октября 2016 г. по делу № 33а-27248/2016

Судья: Наумова С.Ю.

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Соколовой Н.М., Чиченевой Н.А.,
при секретаре П.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании 5 октября 2016 г. административное дело по апелляционной жалобе П.А.

на решение Мытищинского городского суда Московской области от 22 июля 2016 г. по его административному исковому заявлению о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 27 апреля 2016 г.

об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок,

заслушав доклад судьи Соколовой Н.М.,

установила:

решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее — Управление Росреестра по Московской области) от 27 апреля 2016 г. отказано П.А. в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости — земельный участок с кадастровым номером площадью кв.

м, расположенный по адресу: в связи с тем, что в представленной кадастровой выписке на земельный участок отсутствует категория земель и вид разрешенного использования, не установлены границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства.
П.А.

оспорил в суде названное решение, ссылался на то, что на земельном участке располагается долей жилого дома (фундамент), принадлежащий на праве собственности его наследодателю — М. на основании постановления администрации Коргашинского сельского совета Мытищинского района Московской области от 19 мая 1992 г. .

Читайте также:  Баня из шлакоблока: плюсы и минусы, поэтапное строительство своими руками, утепление снаружи и изнутри, фото, отзывы владельцев и цены

Вступившим в законную силу решением суда он признан собственником указанной доли жилого дома и имеет право требовать предоставления в собственность земельного участка для обслуживания принадлежащего ему недвижимого имущества.

В регистрирующий орган представил все необходимые документы, истребование дополнительных документов незаконно, так как земельный участок был предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства.

Решением Мытищинского городского суда Московской области от 22 июля 2016 г. в удовлетворении административного иска отказано.
П.А. в апелляционной жалобе просит отменить решение суда как постановленное с нарушением норм материального права и неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, не явились. Судебная коллегия в соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, нарушение данным актом прав и законных интересов административного истца.
Из материалов дела следует, что к имеющемуся у М. земельному участку площадью га постановлением администрации Коргашинского сельского совета Мытищинского района Московской области от 19 мая 1992 г. М. предоставлен земельный участок га в и постановлено всего считать за ней земельный участок .

Вступившим в законную силу решением Мытищинского городского суда Московской области от 16 декабря 2015 г. признано за П.А.

право собственности в порядке наследования по завещанию на долей жилого дома (фундамент), расположенный на земельном участке по адресу: На основании этого решения 10 марта 2016 г.

зарегистрировано право собственности административного истца на указанный объект незавершенного строительства (фундамент).

15 марта 2016 г. П.А. обратился в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации прав на указанный выше земельный участок, на которое он получил оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного иска, исходил из того, что при обращении в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации права на земельный участок П.А.

представил кадастровую выписку о земельном участке с кадастровым номером , в которой не установлены категория земель, вид разрешенного использования земельного участка и границы этого земельного участка.

Для регистрации права собственности на земельный участок следует установить вид разрешенного использования земельного участка, в данном случае «для ведения личного подсобного хозяйства».

С таким выводом суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 г.

N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Пунктом 1 статьи 25.

2 названного Федерального закона установлено, что государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных этой статьей.
В пункте 2 статьи 25.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанные в пункте 1 этой статьи земельные участки: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок
Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 статьи 25.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» земельный участок не допускается (пункт 6 статьи 25.2 данного Федерального закона).
В силу пункта 7 статьи 25.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 этой статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам этой статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение; один из документов, предусмотренных пунктом 2 этой статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина — любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.
Из приведенных выше норм следует, что для лиц, унаследовавших здание (строение) или сооружение, действуют специальные правила государственной регистрации права на земельный участок, установленные пунктом 7 статьи 25.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», которым предусмотрен иной перечень документов, отличный от перечня документов, установленных пунктом 2 этой же статьи, требуемого для лиц, которым земельный участок выделялся до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Наследникам требуется представить доказательства перехода к ним права собственности на здание (строение) или сооружение и один из документов, перечисленных в пункте 2 статьи 25.2 названного выше Федерального закона, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина — любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок. Предоставление кадастрового паспорта земельного участка на государственную регистрацию права на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, не требуется.
Поскольку на основании вступившего в законную силу решения суда П.А. является собственником в порядке наследования по завещанию доли жилого дома (фундамент) и представил для государственной регистрации права собственности на земельный участок постановление администрации Коргашинского сельского совета Мытищинского района Московской области от 19 мая 1992 г. о предоставлении М. земельного участка , то суд первой инстанции необоснованно признал законным оспариваемое решение Управления Росреестра по Московской области.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с постановлением по административному делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления.

  • Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
  • определила:

решение Мытищинского городского суда Московской области от 22 июля 2016 г. отменить, принять по административному делу новое решение, которым удовлетворить административное исковое заявление П.А. .

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 27 апреля 2016 г.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственную регистрацию права собственности П.А. на земельный участок общей площадью кв. м, расположенный по адресу: кадастровый номер .

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *