Департамент земельного кадастра и технического обследования: описание, его основные задачи и функции

Государственный земельный кадастр — систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов.

Что такое земельный кадастр

Государственный кадастровый учет земельных участков — описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.

Департамент земельного кадастра и технического обследования: описание, его основные задачи и функции

Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения:

  • государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
  • государственного контроля за использованием и охраной земель;
  • мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;
  • государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • землеустройства;
  • экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;
  • установления обоснованной платы за землю;
  • иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.

Структура

Создание государственного земельного кадастра является важной сферой деятельности Росземкадастра. Одной из первоочередных задач Росземкадастра в данной области является подготовка нормативных и методических документов, направленных на развитие системы государственного земельного кадастра России.

В целях обеспечения единых технологий и подходов к созданию кадастра разработаны документы, обеспечивающие проведение единой государственной политики в данной сфере.

Унификации земельного кадастра способствует разработка единого состава и структуры документов и кадастровых данных, иерархическая структура которых определяется системой классификаторов, специально разрабатываемых для целей ведения государственного земельного кадастра.Департамент земельного кадастра и технического обследования: описание, его основные задачи и функции

Земельный кадастр городских территорий является составной частью государственного земельного кадастра (ГЗК).

При этом специфика городских земель определяется в несколько раз более высокой стоимостью этих территорий по отношению к другим категориям, в связи с высокой степенью их урбанизации (вложенных капитальных затрат).

При социалистической системе планирования экономики фактор стоимости земель игнорировался, и, как следствие, приводил в вопросах землепользования к волюнтаристским, спонтанным решениям.

В отличие от кадастра сельскохозяйственных земель, который действительно был достаточно развит, дифференцировавшего все земли по системе бонитетов, ни классификационные признаки, ни система оценки городских земель до последнего времени не существовали.

Более того — утвержденная и введенная в действие «Система классификаторов для ведения Государственного земельного кадастра» содержит около 100 видов целевых назначений земель сельхозназначения, и только 7 — для земель поселений (причем 2 — только для земель сельских населенных пунктов).

Подобный низкий уровень структуризации с одной стороны является положительным фактором, так как расширяет возможные сферы деятельности на земельных участках, с другой стороны не позволяет учитывать степень рентабельности того или иного вида деятельности, и в связи с этим резко сужает востребованность кадастровой информации.Департамент земельного кадастра и технического обследования: описание, его основные задачи и функции

Методика оценки земель сельхозназначения утверждена Постановлением Правительства РФ, что повышает ее статус, методика оценки городских земель — Приказом Росземкадастра, что сужает сферу применения до отраслевой).

Применение западного опыта реализации городских кадастровых систем в России практически невозможно, в связи с тем, что в их основе лежит рыночный механизм установления кадастровой стоимости, у нас, в отсутствии института частной собственности, определить реальную рыночную стоимость земельных участков невозможно.

Функции

Если на федеральном уровне основными задачами кадастра являются: фискальная составляющая, сбор статистической отчетности и продвижение государственной земельной политики на территорию, то кадастр населенного пункта имеет большое значение для органов местного самоуправления в целях оперативного управления территорией, планирования, контроля за использованием земельных ресурсов, контроля за рынком земли. Также система кадастрапозволяет на своей базе создавать градостроительный кадастр, который разрабатывается с учетом перспектив развития города.

Государственный градостроительный кадастр — государственная информационная система сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности, в том числе для осуществления изменений объектов недвижимости. Основой государственного градостроительного кадастра является государственный земельный кадастр.

Департамент земельного кадастра и технического обследования: описание, его основные задачи и функции

Градостроительный кадастр позволяет реализовать стратегию развития города, заложенную на определенный срок, например, стратегия «зеленый город», стратегия выноса промышленных гигантов с территории города и т.д. Также на базе земельного и градостроительного кадастров может разрабатываться генеральный план города.

Достоверная кадастровая информация позволяет принимать более эффективные решения на уровне города, более точно прогнозировать и моделировать уровень рыночных цен на землю, что важно для пополнения бюджета, а также воздействовать на рынок земли и недвижимости, обеспечивать надежность операций с землей и недвижимостью прежде всего в сфере ипотечного кредитования.

Создание городского кадастра позволяет обеспечить интересы физических и юридических лиц, которым кадастровая информация необходима для инициируемых ими действий в сфере гражданского оборота земли (купля — продажа, дарение, завещание, ипотека и т. д.

), а также для информационного обеспечения предпринимательской деятельности банков, страховых компаний, оценщиков, нотариусов, инвесторов и др.

, а также интересы органов государственной власти и местного самоуправления: государственная защита прав землепользователей; массовая кадастровая оценка земель в целях налогообложения.

Систему земельного кадастра необходимо рассматривать как элемент инфраструктуры города, обеспечивающий создание единого экономического пространства в условиях рыночной экономики, без которого невозможно развитие инвестиционного процесса.

Государственный земельный надзор

  • «Государственный земельный надзор – деятельность уполномоченных должностных лиц Росреестра направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства.
  • Должностные лица Росреестра в рамках государственного земельного надзора осуществляют контроль за соблюдением:
  • — требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;
  • — требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;
  • — требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
  • — требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;
  • — требований земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
  • — требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
  • — требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
  • Государственный земельный надзор осуществляется в форме:
  • — проведения плановых и внеплановых проверок;
  • — систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательств, которое осуществляется путем проведения административного обследования объектов земельных отношений, анализа правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, а также в иных формах, предусмотренных земельным законодательством;
  • — принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
  • — проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований.

Должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора, имеют бланки документов с изображением Государственного герба Российской Федерации и служебное удостоверение, форма которого установлена приказом Росреестра от 14.08.2020 № П/0305 «О служебном удостоверении и жетоне должностного лица Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, уполномоченного осуществлять государственный земельный надзор».

Оформление результатов проверок

По результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки.

В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а также в отношении лиц, совершивших нарушения составляются по результатам проверок протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

  1. Систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства
  2. Систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства осуществляется путем проведения административного обследования объектов земельных отношений, анализа правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, а также в иных формах, предусмотренных земельным законодательством.
  3. Обжалование решений и действий (бездействий) должностных лиц
  4. Решения и действия (бездействие) должностных лиц органов государственного земельного надзора, осуществляющих плановые и внеплановые проверки, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  5. Информирование об исполнении государственной функции
Читайте также:  Как определить вид разрешенного использования земельного участка, где посмотреть и как узнать лично и онлайн

Информацию по вопросам исполнения государственной функции заинтересованные лица могут получить путем направления в Росреестр и его территориальные органы письменных обращений, по телефону, по электронной почте, в ходе личного приема, на официальном сайте Росреестра в сети Интернет (www.rosreestr.ru) и в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (www.gosuslugi.ru).

Почтовый адрес для направления обращений: 101000, г. Москва, Чистопрудный бульвар, д. 6/19.

  • Телефоны для справок: (495) 983-40-40 (2101)
  • Адрес электронной почты Росреестра: rosreestr@rosreеstr.ru
  • Почтовые адреса, телефоны для справок и адреса электронной почты территориальных органов Росреестра размещены на официальном сайте Росреестра во вкладке «Структура» раздела «О Росреестре».

Ведение государственного кадастра недвижимости

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Споры по недвижимости » Государственная регистрация и кадастр недвижимости » Ведение государственного кадастра недвижимости

Каждый объект недвижимости должен быть учтён. Это необходимо для определения оценочной стоимости и для целей налогообложения. Сведения в государственный кадастр вносятся по определенным правилам. Рассмотрению этих правил и посвящена статья ниже.

Содержание

Кадастр – это свод сведений, представленных в определённом систематизированном и упорядоченном виде.

Государственный кадастр недвижимости (ГКН) – это систематизированные сведения о недвижимости, которая находится в пользовании или собственности на территории РФ. Эти сведения используются, например, для определения налоговой базы.

Постановка на учёт осуществляется территориальным органами Росреестра. Они же осуществляют своевременное наблюдение за объектом.

Все объекты недвижимости подлежат обязательной постановке на учет. В государственном кадастре в обязательном порядке содержатся следующие  сведения о каждом объекте недвижимости:

  • вид объекта;
  • кадастровый номер, а также дата постановки на учёт;
  • подробное описание границ объекта;
  • его месторасположение;
  • площадь объекта.

В государственный кадастр недвижимости также могут быть внесены и дополнительные сведения:

  • учётный номер объекта, который ему присваивался раньше, если такой факт имел место;
  • кадастровый номер объекта, который был образован вследствие законных действий с другим объектом недвижимости;
  • кадастровый номер объекта, если он образуется из данного объекта;
  • кадастровые номера участок земли, а также зданий и сооружений, расположенных на этом участке;
  • сведения о возникших ранее вещных правах на данный объект;
  • сведения об обременении вещных прав;
  • другие дополнительные сведения, которые указаны в пункте 2 статьи 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

В зависимости от объекта недвижимости те или иные кадастровые сведения могут быть более точными.

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Принципы ведения кадастра

Основные принципы ведения государственного кадастра недвижимости перечислены в статье 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Можно выделить следующие принципы:

  1. единство, то есть на всей территории России государственный кадастр ведётся по единой технологии;
  2. общедоступность, то все получить необходимые сведения может любое физическое и юридическое лицо по запросу. Исключением являются сведения, составляющие государственную, коммерческую и иную, охраняемую законом, тайну;
  3. актуальность, то есть сведения постоянно обновляются;
  4. сопоставимость – все указанные в кадастре сведения сопоставимы со сведениями, которые содержаться на других информационных ресурсах;
  5. хранение сведений осуществляется на основании соответствующих нормативных актов;
  6. после того, как в кадастр будут внесены изменения (по необходимости), все ранние сведения сохраняются.

Ведение государственного кадастра недвижимости происходит на бумажных и электронных носителях. Если сведения на разных носителях отличаются друг от друга, то преимущественным являются бумажные носители.

Государственный кадастр объектов недвижимости на электронных носителях является частью единой государственной информационной системы, которая включает в себя также реестр прав на недвижимое имущество в электронном виде.

Какие органы занимаются ведением кадастра?

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется федеральным органом исполнительной власти. Таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

На данный государственный орган возложена функция организации единой системы, состоящей из государственного кадастра и системы государственной регистрации недвижимости.

Функции и полномочия упразднённых государственных органов (Роснедвижимость и Роскартография) полностью перешли в ведение Росреестра.

Чтобы получить сведения из ГКН, необходимо направить письменный запрос. Это можно сделать при личном посещении территориального органа Росреестра или посредством почтового сообщения. В пункте 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». также указано, что можно воспользоваться услугами многофункциональных центров (МФЦ).

Правила внесения сведений в кадастр

Порядок ведения государственного кадастра недвижимости и  внесения сведений в государственный кадастр недвижимости определён Приказом Минэкономразвития от 04.02.2010 г. «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости».

В Приказе указано, что существует информационное взаимодействие при ведении государственного кадастра недвижимости.  В рамках этого взаимодействия осуществляется:

  1. кадастровый учёт в связи с внесением некоторых изменений;
  2. внесение сведений об объектах, которые были учтены ранее;
  3. исправление ошибок учёта;
  4. снятие с учёта.

Информационное взаимодействие осуществляется с:

  1. государственными органами;
  2. органами местного самоуправления всех субъектов федерации;
  3. собственниками и правообладателями недвижимости. 

Эти вышеперечисленные субъекты имеют право затребовать необходимую информацию из ГКН. Такая информация должна быть предоставлена в течение 5 рабочих дней с момента поступления письменного запроса.

Внесение сведений в ГКН осуществляется по инициативе:

  1. гражданина, который является собственником недвижимости, не поставленной на кадастровый учёт;
  2. юридическим лицом;
  3. органом государственной власти.

Для постановки объекта недвижимости на учёт необходимо обратиться в территориальный орган Росреестра по месту нахождения недвижимости. Также заявление можно подать через МФЦ. Заявление регистрируется в день обращения, а затем направляется на рассмотрение.

  • Заявление будет рассмотрено в течение 10 календарных дней, а при подаче через МФЦ срок может увеличиться до 15 календарных дней.
  • Решение о постановке на учёт недвижимости принимается специалистами Росреестра на основании документов, которые поступают в порядке информационного взаимодействия из других государственных ведомств.
  • Решение о внесении сведений в ГКН в порядке информационного взаимодействия, сопровождается принятием:
  1. решения о внесении сведений;
  2. решения об отказе внесения сведения.

Отрицательный ответ должен быть представлен в письменном виде, при этом такой отказ должен быть юридически обоснован (должны быть указаны  ссылки на нормативные акты).

Постановка на учёт недвижимости осуществляется в течение 30 календарных дней. Такой срок установлен, если постановка на учёт осуществляется в документальном порядке, а не в порядке информационного взаимодействия.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

  1. Правовое значение государственного кадастрового учета недвижимости и ведения ГКН привести примеры

Юля15.06.2019 09:20

  • Добрый день! 
  • Правовое значение государственного кадастрового учета недвижимости и ведения ГКН.
  • Целью создания ГКН является обеспечение гражданского оборота недвижимости.
  • Задачами создания ГКН служат:
  • Обеспечение гарантий прав собственников;
  • Обеспечение эффективного сбора налогов на недвижимость;
  • Эффективное и рациональное использование недвижимости.
  • Основные функции ГКН:
  • 1. Учетная. Государственный кадастровый учет объектов недвижимости для целей регистрации прав на них
  • 2. Фискальная. Формирование налогооблагаемой базы на основе определения кадастровой стоимости объектов недвижимости путем проведения массовой государственной кадастровой оценки для целей налогообложения.
  • 3. Информационная. Информационное обеспечение граждан, бизнес-сообщества, органов государственной власти и управления достоверными и юридически значимыми сведениями об объектах недвижимости, их правовом положении и кадастровой стоимости.

Основные положения ГКН

  • 1. Государственный кадастровый учет объекта недвижимости представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством факта существования объекта недвижимости и его индивидуализации, как объекта права и налогообложения.
  • 2. Сведения государственного кадастра недвижимости имеют правовой характер.
  • 3. Записи в государственном реестре недвижимости являются единственным доказательством существования объекта недвижимости в его границах, понимаемых как пространственные пределы действия прав, а также установленного публично-правового режима его использования и состава его имущества.
  1. Место ГКН в системе регулирования недвижимости
  2. 1) Взаимосвязь ГКН с регистрацией прав на объекты недвижимости
  3. Во-первых, единая государственная регистрация прав формируется на основе сведений ГКН.
  4. Во-вторых, ответственность между органами регистрации прав и ведения кадастра недвижимости разграничены.
  5. В-третьих, в перспективе информационные ресурсы ГКН и единой государственной регистрации прав будут интегрированы.
  6. В-четвертых, для регистрации сделки с уже учтенным объектом недвижимости повторного учета не требуется в случае если объект недвижимости не претерпел изменения.
  7. 2) Взаимосвязь ГКН с налогообложением
  8. ГКН является источником сведений по налогооблагаемой базе и налоговой ставке объектов налогообложения;
  9. Кадастр недвижимости является одним из основных источников сведений для проведения кадастровой оценки недвижимости;
  10. Кадастровая стоимость объектов, полученная в результате оценки фиксируется в кадастровой недвижимости;
  11. Публичность сведений кадастра недвижимости позволяет правообладателям удостоверяться в правильности начисления налогов;
  12. На основе баз данных по кадастровой оценке создается основа для перехода к перспективе к налогообложению в соответствии с рыночной оценкой.
  13. 3) Взаимосвязь ГКН и отраслевых учетов природных ресурсов
  14. Кадастровый учет недвижимости и отраслевой учет природных ресурсов для целей управления ими осуществляется на единой пространственной основе, что позволит интегрировать сведения о территории;
  15. Иерархическая схема кадастра недвижимости позволяет получать на любых уровнях управления детальные или обобщенные сведения по РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям. Кадастровым кварталам;
  16. Информационная связь кадастра недвижимости с иными отраслевыми кадастрами будет способствовать точности их ведения;
  17. В перспективе ставится задача информационной интеграции кадастра недвижимости и систем отраслевых кадастров.
  18. 4) Взаимосвязь ГКН и государственного прогнозирования и планирования
  19. Информационное обеспечение органов власти;
  20. Оперативность доступа к кадастровым данным и их совместимость с иными государственными информационными ресурсами позволит осуществлять мониторинг состояния недвижимости и прогнозировать развитие различных процессов;
  21. Учтенная недвижимость позволит контролировать стратегически важные элементы инфраструктуры страны, то есть энергетика, транспортные коммуникации, связь, топливный комплекс и защищать их в правовом отношении.
Читайте также:  Как класть арболитовые блоки: пошаговая инструкция, как правильно строить дом из деревобетона своими руками

Федорова Любовь Петровна15.06.2019 12:30

Задать дополнительный вопрос

Дина12.12.2019 15:41

опишите информационную функцию гкн

 Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также- объекты недвижимости).

Основные функции ГКН

1. Учетная. Государственный кадастровый учет объектов недвижимости для целей регистрации прав на них

2. Фискальная. Формирование налогооблагаемой базы на основе определения кадастровой стоимости объектов недвижимости путем проведения массовой государственной кадастровой оценки для целей налогообложения.

3. Информационная. Информационное обеспечение граждан, бизнес-сообщества, органов государственной власти и управления достоверными и юридически значимыми сведениями об объектах недвижимости, их правовом положении и кадастровой стоимости.

Сайботалов Вадим Владимирович12.12.2019 16:45

Задать дополнительный вопрос

  • Субъекты ведения государственного кадастра недвижимости

Наталья28.02.2019 15:57

Здравствуйте! Согласно ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» субъектами являются кадастровый инженер и Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Коханов Николай Игоревич28.02.2019 18:06

Задать дополнительный вопрос

Росреестр — что такое? Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

Правожил.com > Оформление недвижимости > Положение о Росреестре РФ – основная информация о данном госоргане

Операции над недвижимыми объектами имущества – юридически значимые процедуры, которые важно проводить в установленном законом порядке.

На данный момент в РФ действует Федеральная служба госрегистрации кадастра и картографии. Она отвечает за ведение соответствующих реестров недвижимости и вносящая в них некоторые правки при возникновении такой необходимости.

Деятельность данного госоргана четко регламентирована законодательством, а именно многочисленными Постановлениями и указами Правительства РФ.

Со всей важной информацией об особенностях положения о Росреестре РФ можно ознакомиться в приведенной ниже статье.

Месторасположение ведомства

Где располагается Росреестр? Адрес центрального аппарата ведомства, который находится в Москве: ул. Воронцово Поле, 4а.

Многие вопросы специалисты Росреестра решают по телефону — для этого работает служба поддержки.

Обратившись туда, можно уточнить те или иные сведения о том, где располагается в том или ином регионе Росреестр, адрес соответствующего представительства ведомства в субъекте РФ.

История ведомства

Рассмотрим, как создавался Росреестр (официальное название — Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии).

Можно отметить, что его учреждению предшествовала довольно долгая история развития кадастровых правоотношений в России. В числе самых известных событий, отражающих данные отношения, — осуществление Генерального межевания в соответствии с Манифестом от 19.09.1765 года.

Впоследствии землеустроители Российской империи продолжили решение задач, связанных с разграничением различных земель и владений. В 1907 году был сформирован отдельный Комитет, отвечающий за дела землеустройства. В 1911 году было принято отдельное Положение, регулировавшее данную сферу.

После Революции 1917 года земля в государстве была национализирована. В рамках стратегии последующего социалистического строительства различные категории земель выдавались в пользование граждан и хозяйствующих субъектов.

Например, в 1930-е годы значительные территории могли получать сельскохозяйственные артели.

Для этого госструктурам приходилось решать задачи по межеванию земель, то есть осуществлять функции, близкие к тем, которые выполняет современная Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии.

В послевоенное время советское руководство делало акцент на освоении земель на целине. Данное направление социалистического строительства, опять же, предполагало внедрение и совершенствование подходов в межевании территорий различного назначения.

После перестройки в Россию вернулся институт частной собственности на землю. Появилось большое количество собственников недвижимости — граждан, организаций. Правоотношения с их участием требовали от государства учреждения специального компетентного ведомства, которое бы регулировало порядок действий при заключении сделок с недвижимостью.

Росреестр — история создания и суть деятельности

Росреестр это что? Полномочия Росреестра

Федеральная служба госрегистрации кадастра и картографии (она же – Росреестр согласно расшифровке) – госорган федеративного назначения в РФ, осуществляющий единый кадастровый учет недвижимого имущества на территории России. Ранее назывался Управление Федеральной регистрационной службы (УФРС согласно расшифровке аббревиатуры).

Данная организация представляет собой субъект исполнительной власти и отвечает за законный порядок проведения сделок с недвижимыми объектами имущества. А также официально регистрирует их проведение.

  • Мнение юриста-эксперта:
  • Мнение эксперта
  • Гуменюк Екатерина Владимировна

Росреестр — работала государственным регистратором прав. Начальник отдела имущества. Помогаю решать проблемы, возникшие с недвижимостью.

Задать вопрос

Росреестр — это организация, в полномочия которой входит сбор информации и изменение всех прав и технических характеристик объектов. Раннее существовало две различные организации: Росреестр и кадастровая палата. С целью систематизации информации о недвижимых объектах, эти две структуры были соеденены.

В связи с необходимостью функционирования вновь созданной системы возникла необходимость и изменения законодательства. В итоге Президентом в 2014 году был принят новый закон о недвижимости, полноценно заработавший с января 2021 года.

Теперь единый реестр недвижимости позволяет как вносить технические сведения об объекте, ставить вновь созданные или сформированные объекты на кадастровый учет, так и одновременно регистрировать права на них. В результате внедрения нового закона упразднено свидетельство о праве собственности.

На замену пришла выписка из реестра недвижимости. Из данного единого документа видна информация как о самом объекте, так и о зарегистрированных правах на него и всех ограничениях. Заказывать подобную выписку можно по мере необходимости бесчисленное количество раз, внеся плату за справку в сумме 350 руб.

Учреждение ведомства

Учреждено рассматриваемое ведомство было в процессе административной реформы в марте 2004 года. Изначально орган именовался Росрегистрацией. В его ведении было решение достаточно широкого круга вопросов.

В течение определенного периода в рамках соответствующей ведомственной вертикали функционировал Росреестр объектов недвижимости. В марте 2009 года был завершен период передачи его функций в пользу Росреестра.

Таким образом, постепенно, с учетом особенностей социально-экономического развития страны, власти пришли к учреждению такой структуры, как Росреестр. Что такое землеустройство в современном понимании, что отражает специфику работы ведомства, о котором идет речь?

Прежде всего, данное направление деятельности предполагает детальное исследование компетентными специалистами состояния различных объектов недвижимости, особенно если они имеют значимое хозяйственное назначение. Однако землеустройство — не единственная функция, которую выполняет Росреестр. Что такое работа данного ведомства сегодня?

Она направлена, прежде всего, на формирование единой для всей страны системы кадастрового учета различных сделок по недвижимости, эффективную реализацию норм законодательства в данной сфере правоотношений.

Читайте также:  Деревянные окна из сосны: со стеклопакетом, из массива и другие разновидности, характеристики, особенности монтажа и ухода

Особенности деятельности Росреестра

Как функционирует госорган?

Рассмотрев все полномочия и принципы деятельности Росреестра, не лишним будет обратить внимания на аспекты функционирования госоргана, которые нередко вызывают у граждан РФ некоторые вопросы. В первую очередь, отметим способы организации деятельности регистрационной службы.

На сегодня обратиться в Росреестр можно посредством:

  • посещения специальных приемных и офисов госоргана, располагаемых по всей стране и в каждом регионе;
  • обращения в Многофункциональный центр, являющийся посредником во взаимоотношениях между Росреестром и гражданами РФ;
  • переходом на официальный портал «Госуслуги», который осуществляет аналогичные Многофункциональному центру действия, но только в режиме-онлайн.

Основные полномочия Росреестра

Основные полномочия, которые имеет Росреестр, следующие:

  • ведение общегосударственного реестра прав на недвижимость, кадастра, каталога географических наименований;
  • ведение реестра государственного фонда сведений, полученных по итогам землеустройства;
  • осуществление надзорных полномочий;
  • реализация мониторинга земель — в пределах своей компетенции;
  • реализация контроля над землеустройством;
  • осуществление экспертизы документации, имеющей отношение к землеустройству.

Росреестр: доступно и удобно

Росреестр в 2021 году отмечает две знаменательные даты. Одна из них пришлась на 31 января.

В этот день исполнилось 20 лет со дня вступления в законную силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», который стал точкой отсчета создания системы госрегистрации в России.

Немногим раньше (3 октября 2021 года) был отмечен 20-летний юбилей создания системы государственной регистрации недвижимости в Челябинской области в связи с тем, что наша область в числе нескольких других российских регионов первая до вступления названного закона открыла Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, получившее название Южноуральская регистрационная палата. Филиал ЮУРП на территории Верхнеуральского района открылся 26.10.1998 г.

Подотчетность Росреестра

Рассматриваемое ведомство подотчетно Министерству экономики России. До этого оно подчинялось Министерству юстиции РФ. В своей деятельности орган руководствуется Конституцией России, федеральными источниками права, международными соглашениями, ведомственными актами Минэкономразвития.

Регистрация в Росреестре различных объектов и правоотношений осуществляется через федеральный офис и территориальные структуры. В ряде случаев к работе ведомства подключаются различные подведомственные организации.

При необходимости регистрация в Росреестре осуществляется при взаимодействии разных структур власти по вопросам, входящим в сферу их компетенции.

Кроме того, деятельность ведомства может быть связана с коммуникациями с муниципальными органами власти, общественными структурами и иными хозяйствующими субъектами.

Необходимость создания прообраза современного Единого государственного реестра недвижимости стала очевидной несколько столетий назад.

1 Цели, задачи и содержание ГЗК

Государственный земельный кадастр (ГЗК)— систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов.

1.1. Цели, задачи и содержание гзк

  • Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения:
  • •    государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
  • •    государственного контроля за использованием и охраной земель;
  • •    мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;
  • •    государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • •    землеустройства;
  • •    экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;

Рекомендуемые файлы

•    установления обоснованной платы за землю.

Законом [2, ст. 4] установлено, что материалы ГЗК должны быть использованы в качестве информационной основы при осуществлении всех функций управления земельными ресурсами.

Таким образом, законодательно определена информационная сущность Государственного земельного кадастра.

Из приведенного понятия вытекает, что Государственный земельный кадастрэто сложный по своей структуре документ, включающий информацию о хозяйственном, правовом, природном положении земель, качественной и количественной характеристике земель. В то же время указанная документация может быть получена в результате осуществления действий по ведению ГЗК.

Ведение ГЗК представляет собой сферу управленческой деятельности по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету, хранению и предоставлению информации, назначение которой — информационное обеспечение принятия управленческих решений. Ведение ГЗК — производственный процесс.

Следовательно, одна из функций управления земельными ресурсами, ведение Государственного земельного кадастра — это система, представляющая собой единство двух неразрывно связанных подсистем: документов и мероприятий (процесс). Подсистема документации [2, ст. 13] включает следующие группы документов:

  1. •    основные (Единый государственный реестр земель, дежурные кадастровые карты, кадастровые дела);
  2. •    вспомогательные (книги учета документов, книги учета выданных сведений, каталоги координат пунктов опорной межевой сети);
  3. •    производные (перечень земель федеральной, субъекта Федерации и муниципальной собственности, доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры, производные кадастровые карты, справочные и аналитические документы).
  4. Процесс ведения ГЗК включает основные технологические действия:
  5. •    подготовительные работы;
  6. •    формирование и учет земельных участков;
  7. •    формирование и учет территориальных зон;
  8. •    оценка земель;
  9. •    формирование отчетов об использовании земель и предоставление земельно-кадастровой информации.
  10. С учетом изложенного Государственный земельный кадастр как функция управления земельными ресурсами — это система документированной земельно-кадастровой информации о земельных ресурсах и их оценке, а также мероприятий по сбору, разработке, документальному оформлению, хранению и предоставлению этой информации.

Государственный земельный кадастр содержит сведения [2, ст. 12] о земельных участках, территориальных зонах, землях и границах территорий местного самоуправления, субъектов РФ и Российской Федерации.

То есть земельный кадастр ведется на трех уровнях, федеральном, субъекта федерации, муниципального образования. Соответственно содержание и задачи земельного кадастра зависят от уровня его ведения.

  • Общая задача ГЗК федерального уровня заключается во всестороннем количественном и качественном описании земельных ресурсов страны в целом и земельных участков, расположенных на территории двух и более субъектов Федерации, характеристике их природного состояния, хозяйственного использования и правового статуса, организации проведения оценки земель и использования ее результатов, обеспечении земельно-кадастровой информацией органов управления государства.
  • Решение этой общей задачи достигается посредством решения частных, к которым относятся:
  • •    разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области управления земельными ресурсами, контроль за их соблюдением;
  • •    разработка, утверждение и реализация федеральных программ развития Государственного земельного кадастра;
  • •    определение перечня основных сведений Государственного земельного кадастра;
  • •    установление порядка финансирования деятельности по ведению Государственного земельного кадастра;
  • •    координация деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
  • Задача ГЗК уровня субъекта Российской Федерации заключается в количественном и качественном описании земельных ресурсов субъекта РФ в целом и земельных участков, расположенных на территории двух и более муниципальных образований данного субъекта РФ, характеристике их природного состояния, хозяйственного использования и правового статуса, проведении оценки земель и использовании их результатов, обеспечении земельно-кадастровой информацией органов управления субъекта РФ.
  • Решение этой общей задачи достигается посредством решения частных задач, к которым относятся:
  • •    организация кадастрового деления подведомственной территории;
  • •    установление (восстановление) границ муниципальных образований;
  • •    кадастровый учет земельных участков, расположенных на территории двух и более муниципальных образований;
  • •    кадастровый учет территориальных зон;
  • •    кадастровая оценка земель;
  • •    хранение и предоставление земельно-кадастровой информации (информационно-аналитическая задача).
  • Задача ГЗК уровня муниципального образования заключается во всестороннем количественном и качественном описании каждого земельного участка, земельных ресурсов муниципального образования в целом, характеристике их природного состояния, хозяйственного использования и правового статуса, проведении оценки земель и использовании их результатов, обеспечении земельно-кадастровой информацией органов управления муниципального образования.
  • Решение этой общей задачи достигается посредством решения частных, к которым относятся:
  • •    организация кадастрового деления подведомственной территории;
  • •    кадастровый учет земельных участков;
  • •    кадастровый учет территориальных зон;
  • •    кадастровая оценка земель;
  • •    хранение, обработка и предоставление земельно-кадастровой информации (информационно-аналитическая задача).

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *