Внесение изменений в разрешение на строительство: можно ли и как внести, регламент перерегистрации, согласно Градостроительному кодексу

Внесение изменений в разрешение на строительство: можно ли и как внести, регламент перерегистрации, согласно Градостроительному кодексу

Нередки случаи, когда после получения разрешительной документации по той или иной причине требуется внести изменения в проект. На основании ст. 51 Градостроительного кодекса РФ эти изменения можно вносить, но они требуют обязательного согласования.

О том, какие изменения можно вносить в разрешение на строительство, как правильно это делается и в каких случаях могут отказать, расскажем в статье.

Можно ли внести и какие?

Изменения вносятся, если в процессе возведения здания изменились данные, которые непосредственно касаются самого процесса или при изменении сведений, указанных в первоначальном документе. Все перемены должны быть зафиксированы письменно.

Разрешение на строительство изменяется при возникновении следующих обстоятельств:

  1. Внесение изменений в разрешение на строительство: можно ли и как внести, регламент перерегистрации, согласно Градостроительному кодексуСмена права собственности на территории, на которых проводятся строительные или реконструкционные работы, и передача их другому физическому или юридическому лицу.

    В этом случае изменения документа основываются на ранее полученном документе, зарегистрированным на имя предыдущего собственника участка (ГрК РФ ст. 51 п. 21.5)

  2. При объедении нескольких земельных участков, если на один из них уже действовало разрешение, которое получал собственник нового участка (физическое или юридическое лицо). Основание — ГрК РФ ст. 51 п. 21.6
  3. При образовании нового участка путем раздела, перераспределения или выделения. Для такого участка необходимо получать новое разрешение и в этом случае обновленный градостроительный план становится основанием для его получения (ГрК РФ ст. 51 п. 21.7).
  4. Повторное оформление лицензии на недропользование новым владельцем, имеющим право проводить строительные или реконструкционные работы на участке (ГрК РФ ст. 51 п. 21.9).
  5. Необходимости пролонгировать срок действия разрешения. В этом случае необходимо соблюдать 2 условия: на момент подачи заявления строительные работы были начаты и до окончания действия текущего разрешения осталось более 60 дней. (ГрК РФ ст. 51 ч. 21).

Этот перечень не является исчерпывающим и в случаях, когда:

  • требуется изменить параметры объекта, которые затрагивают характеристики конструкции, изменяют уровень надёжности и безопасности;
  • изменения выходят за рамки предельных параметров разрешенного строительства, которое установлено градостроительным регламентом.

Некоторые компетентные органы вносят изменения в существующее разрешение, другие – требуют оформления нового взамен старого или получения разрешения на отклонение в соответствии с ГрК РФ ст. 40.

Документы, полученные до 1.07.2018 года, могут актуализироваться перед вводом дома в эксплуатацию. В них разрешается изменять проект относительно параметров сооружаемого здания (например, в части квартирографии).

В отношении прочих изменений проектной документации выносятся решения, основанные на объективности необходимых изменений. Так, в отношении заявления в котором указывается желание застройщика увеличить этажность здания или его общую площадь, скорее всего, столкнётся с отказом.

Изменения, связанные с отклонением от проекта, могут вноситься в разрешение только на основании объективной необходимости, выявленной в процессе проведения строительных работ, независимо от воли застройщика. Поэтому, чтобы отклониться от проектной документации потребуется хорошая доказательная база объективности этих причин.

В противном случае требование изменить документ останется неудовлетворенным. Можно, конечно, подать апелляцию в вышестоящий орган, но уже были прецеденты, когда дело доходило до верховного суда и ввиду отсутствия доказательной базы требования застройщика не удовлетворялись.

В случае же, когда выявлена объективная причина, застройщику не имеют права отказать в изменениях.

Когда это не требуется?

Внесение изменений в разрешение на строительство: можно ли и как внести, регламент перерегистрации, согласно Градостроительному кодексуНа основании п. 21.8 статьи 51 ГрК РФ предусматривается случай, который не требует внесения изменений в разрешение на строительство. Это происходит, когда новые земельные участки образуются в рамках территорий линейного объекта, когда:

  • объект расположен в зафиксированной проектом зоне;
  • на момент получения действующего разрешения представлялась проектная документация, согласованная с проектными данными планировки и межевания участка.

При соответствии возводимого объекта этим требованиям можно избежать процедуры внесения изменений и пользоваться уже полученным разрешением.

Порядок и регламент

В пункте 21 ч.10 ст.51 ГрК РФ прописан процесс изменения разрешения. Лица, о которых говорилось ранее (п.21.5-21.7 и 21.9), должны в письменном виде уведомить один из нижеизложенных уполномоченных органов исполнительной власти:

  • РФ;
  • субъекта РФ;
  • муниципальный;
  • или Госкорпорации «Росатом», «Роскосмос», если полномочия, связанные с выдачей документов, находится в их юрисдикции.

Письменное уведомление дополняется следующими документами (в соответствии с п.1-4 ч.21 ст 51):

  1. Внесение изменений в разрешение на строительство: можно ли и как внести, регламент перерегистрации, согласно Градостроительному кодексуПереоформление при смене собственника земельного участка – документы, устанавливающие право собственности.
  2. При образовании нового, путём объединения, раздела, перераспределения участков – решение об образовании участков, выданное уполномоченным органом.
  3. При образовании участка, появившегося путём раздела, перераспределения или выделения потребуется градостроительный план на осуществление работ, связанных с капитальным строительством.
  4. Решение, связанное с предоставлением прав недропользования или с перерегистрацией лицензии на эти права, а также копии всех предоставляемых документов.

В срок 5 рабочих дней с момента подачи уведомления или с момента получения заявления от застройщика уполномоченный орган должен рассмотреть вопрос, связанный с внесением изменений.

После вынесения решения уполномоченным органом у него есть еще 5 дней, чтобы уведомить о своём решении:

  1. Орган, представляющий исполнительную власть федерального уровня или субъекта РФ, который осуществляет соответствующий надзор, о изменениях в документе, который им выдавался.
  2. Орган, регистрирующий права.
  3. Застройщика.

На основании п.21.12 ст. 51 ГрК РФ: когда в едином госреестре недвижимости отсутствуют данные о документах, устанавливающих право собственности на землю, в компетентный орган их ксерокопии обязано предоставить физ. или юр. лицо, ставшее новым собственником участка.

Для получения услуги застройщик или уполномоченное лицо могут обратиться лично в администрацию муниципального образования, орган исполнительной власти субъекта или в федеральный, а также в электронной форме через:

  • Многофункциональный центр (МФЦ);
  • Единый портал гос. услуг (ЕПГУ).

Или воспользоваться сайтом администрации муниципального образования, если на нём предусмотрено оказание такой услуги.

Результатом предоставления услуги станет либо удовлетворение заявления, либо отказ от него. В первом случае это позволит продолжать строительные работы на основе уже готового разрешения, во втором – потребуется либо переоформлять разрешение, либо оспаривать решение вплоть до судебного разбирательства.

Получение результата услуги такие же, как и способы подачи заявления. Услуга предоставляется бесплатно. В случае, когда за её предоставление хотят взымать плату – можно смело подавать жалобу.

Когда могут отказать?

Уполномоченный орган имеет право отказать в удовлетворении заявления на внесение изменений в разрешение на строительство. Порядок и причины отказа указаны в п. 21.15 ст. 51 ГрК РФ.

Основанием для них является:

  1. Внесение изменений в разрешение на строительство: можно ли и как внести, регламент перерегистрации, согласно Градостроительному кодексуЕсли не предоставлены документы устанавливающие право собственности, указанные в п.1-4 ч.21 ст 51, о которых писалось ранее, или информация, содержащаяся в них — недостоверна;
  2. Когда новый собственник не передал копии документов, отсутствующие в едином госреестре недвижимости компетентным органам.
  3. Когда планировка размещения объекта нарушает требования к капитальному строительству;
  4. Когда воздвигаемый объект нарушает разрешенные способы использования земельного участка или ограничения, которые установлены в нормативно-правовых актах, действующих на момент принятия решения, связанного с изменениями в разрешении;
  5. Несоответствие сооружения разрешению на отклонение от предельных параметров объекта;
  6. Когда отсутствует факт начала производства работ на момент подачи заявления о продлении разрешения на строительство;
  7. Предоставление заявления в срок меньше чем за 10 дней до конца действия разрешения на строительство.

Избежать этих нарушений и добиться положительного решения можно, если просто соблюдать вышеизложенные требования НПА.

В противном случае – придется либо заниматься оформлением нового разрешения, либо оспаривать решение компетентного органа через вышестоящие структуры или в судебном порядке.

Как оспорить отказ?

Обжаловать отказ можно и в досудебном порядке в случае:

  • если были нарушены сроки рассмотрения заявления и вынесения решения;
  • отказа в приеме документации;
  • необходимости расширить перечень предоставленных документов (помимо обязательных);
  • требований оплаты за внесение изменений со стороны уполномоченного органа.

Внесение изменений в разрешение на строительство: можно ли и как внести, регламент перерегистрации, согласно Градостроительному кодексуЖалобу можно оформить письменно или в электронном виде и подать самостоятельно или при помощи представителя. Направить её можно:

  • лично;
  • по почте;
  • через МФЦ;
  • через ЕПГУ.

Чтобы оспорить отказ в судебном порядке, если он рассматривается как незаконный – можно. Для этого потребуется минимум усилий.

Однако, неточные формулировки, касающиеся случаев, когда можно изменять документацию, с одной стороны, наталкивают застройщика на мысли о возможности увеличении площади строительства, высоты здания и прочих габаритных показателей.

На деле же требования о таких изменениях остаются неудовлетворёнными и приходится заниматься оформлением новой разрешительной документации с обновлённым проектом.

Видео по теме статьи

О внесении изменений в разрешение на строительство расскажет видео:

Заключение

В законодательстве не предоставлен исчерпывающий перечень случаев, когда есть возможность подать заявление на внесение изменений в разрешение на строительство.

Это сильно затрудняет разрешение спорных вопросов, связанных с изменением проектной документации в ходе строительства. И решения, принятые по запросам, будут зависеть от мнения уполномоченного органа, занимающегося рассмотрением вопроса.

Нередко случается, что в разных муниципалитетах по одному и тому же вопросу принимаются абсолютно противоположные решения. И вместо изменений в уже полученное разрешение на строительство, приходится получать новое или оспаривать решение в досудебном и судебном порядке.

Читайте также:  Право государственной собственности на землю: понятие, оформление муниципальной собственности и в каких случаях происходит прекращение владения

Внесение изменений разрешение на строительство

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Споры по недвижимости » Получение разрешения на строительство » Внесение изменений разрешение на строительство

Статья посвящена проблеме внесения изменений в проектную документацию: основания для этого и стоимость предоставления услуги; порядку и срокам внесения необходимых изменений в разрешение на строительство

Содержание

Законодательство регулирует различные сферы общественной и индивидуальной деятельности граждан, которые касаются организации, проектирования, реализации основных мер по возведению жилых, хозяйственных или коммерческих построек. Данные процессы сопровождаются не только выполнением практических действий по строительству зданий, но и требуют соблюдения процессуальных норм.

Поэтому каждый владелец земельных участков и гражданин, который планирует строительство зданий, должен знать правила и порядок составления, подачи, утверждения строительных документов. При возникновении каких-либо перемен в процессе строительства, данный факт должен быть зафиксирован в документации.

Значит, важно ознакомиться, в каком порядке осуществляется внесение изменений в разрешение на строительство.

Внесение изменений в проектную документацию: основание, стоимость

Разрешение на жилое, коммерческое или промышленное строительство – это специальный документ, который полностью свидетельствует о соответствии проектной документации зданий всем нормативам.

Они обычно указываются в градостроительных планах, в планах и проектах по межеванию участков.

Документ предоставляет лицу, которое выступает застройщиком, возможность и право осуществления таких видов деятельности, как:

  • возведение объектов капитального строительства;
  • реконструкция объектов капитального строительства.

Строительство, реконструкция, перепланировка объектов капитального строительства должны осуществляться в соответствии с выданным разрешением. Исключение составляют случаи, которые предусмотрены законодательством.

В случае перемены каких-либо данных, которые непосредственно касаются процессов строительства и сведений, указанных в разрешении на строительство, это должны быть зафиксировано в письменной форме. Внесение изменений в разрешение на строительство возможно на основании следующих ситуаций:

  1. Права на земельные участки, в пределах которых проводится реконструкция или строительство капитальной постройки. Условием изменения документа является наличие разрешения на строительство на имя предыдущего владельца, который передает свои права иному юридическому или физическому лицу.
  2. При образовании нового участка способом соединения нескольких земельных участков, в отношении одного из которых уже было получено разрешение физическим или юридическим лицом, которое выступает законным владельцем земельного имущества.
  3. В случае образования нового земельного участка. Путями преобразования могут быть раздел, перераспределение участков или выделение отдельного участка. В отношении такой недвижимости должно быть получено разрешение на проведение строительства или реконструкции. В данном случае новый градостроительный план станет документальным основанием для внесения поправок в разрешение.
  4. В момент повторного оформления лицензии на использование земных недр новым пользователем, который имеет право проводить строительство и реконструкцию зданий на данном участке.

Внесение изменений в разрешение на строительство является платной услугой. Порядок и условия оплаты устанавливаются законодательством муниципальных субъектов. Правительство также вправе определить ситуации, когда внесение платы за изменения в разрешении не требуется. 

Порядок и сроки внесения изменений в разрешение на строительство

Внесение изменений в разрешение на строительство включает соблюдение законодательной процедуры.

Начальным этапом является составление лицом, которое получило право на земельные территории, уведомления о факте перехода прав собственности, прав на использование земных недр, о предстоящем образовании нового участка.

Данное уведомление передается органу, который уполномочен выдавать разрешительные документы на проведение строительства. В документе указываются следующие данные:

  • реквизиты документов, устанавливающих права на участки;
  • сведения из решения о предстоящем образовании нового участка;
  • информация из градостроительного плана земельной территории, в пределах которой будет проводиться строительство или восстановление построек;
  • реквизиты решения, в котором рассматривается предоставление прав на использование земных недрам и переоформление лицензии на данные права.

Внесение изменений в разрешение на строительство возможно в срок не более десяти рабочих дней с момента получения государственными и муниципальными органами уведомления.

Данный документ предоставляется от имени физических и юридических лиц, которые приобретают права на земельные участки. Решение о внесении поправок в проектную документацию принимается на основании предоставленных сведений.

В случае если ответственное учреждение принимает положительное решение, то заявитель получает новый образец разрешения со всеми правками.

Во внесении изменений в разрешение на строительство может быть отказано при наличии серьёзных оснований. Наиболее распространенными поводами являются:

  • отсутствие у заявителя прав на собственность и пользование земельной территорией;
  • предоставление недостоверных данных о земельных участках в уведомлении;
  • обнаружение отличий между планируемым размещением капитальной постройки и сведениями градостроительного плана.

В течение пяти рабочих дней после принятия окончательного решения ответственным органом, который уполномочен выдавать разрешительные документы на проведение строительства, должны быть уведомлены о внесении изменений в документацию лица, которые выступают инициаторами внесения поправок в разрешение.

Таким образом, внесение изменений в разрешение на строительство в ряде случаев может стать необходимой процедурой для продолжения начатого процесса по возведению объекта. Законодательство регулирует осуществление этой процедуры: порядок, сроки, стоимость и возможные причины отказа со стороны соответствующих органов.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Добрый день, купила земельный участок под ижс в феврале 2020 года. Местная администрация отказывает в выдаче разрешения на строительство ссылаясь на что сейчас участок расположен в санитарно-защитной зоне. Ранее 1994 году предыдущий собственник получал разрешение на строительство. Анапский район, село Джигинка.

Елена05.08.2020 18:59

Добрый день.

Пунктом 4 статьи 1 и частью 8 статьи 35 Градостроительного кодекса санитарно-защитные зоны отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий, указано, что для установления санитарно-защитных зон используются производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур.

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/80dce8588aec56c31d6512f018b0d8f5decb92d2/

Согласно пункту 1 статьи 260 Гражданского Кодекса РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.Гражданское и земельное законодательство допускают ограничение прав собственника земельным участком только в предусмотренных законом случаях.

В частности, исходя из содержания пунктов 2 и 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ и пункта 1 статьи 260 Гражданского кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилье в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов. Ограничения прав собственника должны быть предусмотрены в законе и известны собственнику.

Согласно ст.56 ЗК РФ особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности устанавливаются в санитарно-защитных зонах.Согласно ч.3 ст.52 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», порядок установления и создания защитных и охранных зон регулируется законодательством.

Внесение изменений в разрешение на строительство

  • Согласно требованиям Градостроительного законодательства, строительство объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается уполномоченным органом и является подтверждением соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.
  • Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство в соответствии с проектной документацией и иными документами, указанными в части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
  • Вместе с тем, застройщики, получив в установленном порядке разрешение на строительство, в некоторых случаях хотят увеличить площадь строящихся объектов, в том числе за счет увеличения проектной этажности, и ссылаясь на положения части 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, просят о внесении изменений в ранее выданные разрешения на строительство в связи с указанной корректировкой.

Аналогичный случай стал предметом судебного разбирательства и дошел до рассмотрения в Президиум Верховного Суда Российской Федерации. Фабула данного дела такова.

Общество на основании разрешений на строительство осуществляло строительство жилых домов г. Казани.

Вместе с тем, решив на стадии строительства увеличить проектную этажность домов обратилось в уполномоченный исполнительный орган (управление) с заявлением о внесении изменений в ранее выданные разрешения на строительство в связи с корректировкой проектной документации в части увеличения этажности и перерасчета нагрузок этих жилых домов.

Однако управлением было отказано Обществу во внесении таких изменений в виду необходимости оформления документов согласно части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно: схемы планировочной организации земельного участка, выполненной в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия, согласованную главным архитектором города Казани; цветового решения фасада, пересогласованного главным архитектором города Казани.

Общество оспорило в судебном порядке отказы управления в переоформлении разрешений на строительство.

Решением арбитражного суда Обществу было отказано в удовлетворении заявления. Постановлением апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, требования заявителя удовлетворены.

  1. Арбитражный суд округа отменил постановление апелляционного суда, решение суда первой инстанции оставил в силе.
  2. Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации решение суда первой инстанции и постановление арбитражного суда кассационной инстанции отменены, постановление апелляционного суда оставлено в силе.
  3. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации признала выводы судов первой инстанции и округа ошибочными и сочла правомерным вывод суда апелляционной инстанции о допустимости внесения изменений в ранее выданные разрешения на строительство объектов в случае внесения изменений в параметры застройки.
Читайте также:  Департамент земельного кадастра и технического обследования: описание, его основные задачи и функции

В надзорной жалобе управление полагало, что двукратное увеличение нагрузки может повлечь обрушение здания, поскольку фундамент строящегося объекта запроектирован на строительство жилых домов значительно меньшей этажности. В связи с этим требуется проведение экспертизы фундамента и его несущей прочности.

По мнению подателя жалобы, обжалуемым судебным актом нарушаются права дольщиков, которые в случае завершения конкурсного производства, открытого в отношении Общества о признании его несостоятельным (банкротом), и его ликвидации будут лишены возможности предъявить застройщику претензии, связанные с возможностью обрушения дома.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев дело в порядке надзора, нашел доводы надзорной жалобы Управления обоснованными у указал следующее.

Частями 21.5 — 21.7, 21.9 ст. 51 ГрК РФ предусмотрено внесение изменений в разрешение на строительство в определенных случаях (при переходе прав на земельный участок, разделе или объединении земельных участков) и в порядке, установленном чч. 21.10, 21.14 названной статьи.

Между тем в силу ч. 7 ст. 52 ГрК РФ допускается отклонение параметров объекта капитального строительства (высоты, количества этажей, площади, объема) от проектной документации, если необходимость отклонения выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта.

С учетом приведенной нормы следует признать, что предусмотренные ст. 51 ГрК РФ основания внесения изменений в разрешение на строительство не являются исчерпывающими.

Вместе с тем в силу ч. 7 ст. 52 ГрК РФ причины, повлекшие необходимость отклонения параметров объекта капитального строительства от проектной документации, должны быть объективными, не зависящими от воли застройщика.

  • В данном споре общество просило внести в выданные разрешения на строительство изменения, вызванные намерением названного лица увеличить этажность и количество секций жилых домов.
  • В материалах дела не имеется доказательств того, что в процессе строительства выявлена объективная необходимость отклонения параметров объекта капитального строительства от проектной документации.
  • В связи с этим, отказав в переоформлении разрешений на строительство при изложенных обстоятельствах, уполномоченный орган не нарушил положения действующего законодательства.

Кроме того, в представленных обществом положительных заключениях негосударственной экспертизы не отражено, что экспертами учитывалось возведение застройщиком части объектов и что проводилась проверка соответствия уже возведенной части измененному проекту. Между тем изменения проектной документации влияют на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности как объектов капитального строительства в целом, так и уже возведенной части.

Удовлетворение заявленных обществом требований в отсутствие доказательств соответствия уже построенной части объектов условиям измененной проектной документации и требованиям градостроительных и строительных норм и правил, предъявляемым к надежности и безопасности зданий, а также соблюдения этим лицом положений ч. 5 ст. 52 ГрК РФ (извещение органов строительного надзора о начале строительства) нельзя признать правомерным.

Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации N 301-ПЭК15

Консультация специалиста

Специалисты юридической компании LEGAL RIGHT обладают богатым накопленным опытом защиты прав и интересов субъектов строительной отрасли и оказывают квалифицированную правовую помощь в области строительства и проектирования, в том числе по вопросам внесения изменений в разрешение на строительство.

Как заказать услугу нашей компании?

Заявку Вы можете оставить на сайте нашей фирмы заполнив соответствующую форму, позвонив по телефону в Санкт-Петербурге: 8 (812) 920 12 75 или отправив запрос по электронной почте: info@legalright-company.ru

По каким правилам строить, если изменилось градостроительное регулирование после выдачи градостроительного плана земельного участка

Правообладатели земельных участков могут осуществлять их застройку при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил (ст.263 ГК).

Однако процесс застройки занимает достаточно длительное время и требует весьма существенных капитальных вложений, а градостроительное регулирование подвержено изменениям, причем не всегда предсказуемым.

На портале zakon.ru уже поднимался вопрос о том, каким образом изменение градостроительных регламентов может повлиять на тех застройщиков, которые еще не получили разрешения на строительство (см.: https://zakon.ru/blog/2017/2/11/o_gradostroitelnom_plane_zemelnogo_uchastka). Однако, вопрос не утрачивает своей актуальности и требует дальнейшего обсуждения.

Одним из первых шагов, который совершают застройщики на пути к возведению объекта капитального строительства, является получение градостроительного плана земельного участка (далее – ГПЗУ).

В ГПЗУ включается информация обо всех существенных параметрах строительства, в том числе сведения о применимых градостроительных регламентах и об ограничениях использования земельного участка.

Ч. 10 ст. 57.3 Градостроительного кодекса оптимистично заверяет застройщика о том, что информация, указанная в ГПЗУ, может быть использована для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи.

Казалось бы, никакой проблемы нет, и застройщик как минимум на 3 года надежно защищен броней ГПЗУ от всех ветров перемен.

Но нет.

Обращаясь за выдачей разрешения на строительство, застройщик рискует столкнуться с отказом, основанным на ч. 10 ст. 57.3. Градостроительного кодекса.

Если разобраться в невероятно громоздких грамматических конструкциях, использованных в этой норме, то окажется, что уполномоченный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство не только при несоответствии проектной документации градостроительным требованиям, указанным в ГПЗУ на дату выдачи этого документа, но и в случаях несоответствия проекта неким «иным ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство».

И вот эта фраза «и (или) иным ограничениям», не содержащимся в ГПЗУ, создает, как говорилось в старом анекдоте, «проклятую неопределенность», поскольку данная норма не конкретизирует, о каких же именно «ограничениях» идет речь.

Подразумевал ли законодатель ограничения прав или ограничения использования территорий, а может быть так завуалировано право уполномоченных органов понудить застройщиков следовать любым изменениям, которым будет подвергнуто градостроительное регулирование? Цена ответа на этот вопрос во многих случаях – это временные и капитальные затраты застройщиков на стадии архитектурно-строительного проектирования, а также на проведение экспертизы проектной документации.

  • Так, например, застройщик, получив ГПЗУ на земельный участок, допускающий размещение на нем здания бизнес-центра, разработал проект, получил положительное заключение экспертизы проектной документации, выполнив все требования, указанные в ГПЗУ и вдруг, после обращения за выдачей разрешения на строительство, ему отказывают, ссылаясь на то, что «правила игры поменялись» и что теперь участок под застройку расположен на территории, скажем, исторического поселения, где планируется тишайшая жизнь без всяких бизнес-центров.
  • В связи с тем, что какие-либо разъяснения по этому вопросу отсутствуют, а цена ошибки весьма высока, попробую предложить решение с политико-правовых позиций.
  • Итак, ГПЗУ является документом информационного обеспечения градостроительной деятельности.

Основной целью подготовки и выдачи этого документа является наиболее полное информирование застройщика об установленных на дату выдачи ГПЗУ градостроительных регламентов и строительных нормах и правилах, соблюдение которых в силу требований ст. 263 Гражданского кодекса является необходимым условием реализации права застройки.

Очевидно, что за время разработки архитектурного проект могут измениться градостроительные регламенты, могут возникнуть и исчезнуть зоны с особыми условиями использования, а также может произойти множество иных событий, наличие которых существенным образом влияет на процесс строительства.

В связи с этим должны быть весьма четко  и недвусмысленно определены те риски отказа в выдаче разрешения на строительство в силу изменения обстановки после выдачи ГПЗУ, которые должен принять на себя застройщик, и те риски, бремя которых не может быть возложено на застройщика.

Для этого необходимо проанализировать состав информации, включаемой в ГПЗУ. Такая информация не является однородной.

В ГПЗУ отражаются сведения, содержащиеся как в нормативно-правовых актах (в частности, в Правилах землепользования и застройки), так и в документах, не имеющих нормативно-правового характера (например, сведения о санитарно-защитных зонах).

Отдельно, в этой статье сказано, что в ГПЗУ должны содержаться сведения об ограничениях использования земельного участка.

Представляется, что не могут быть возложены на застройщика те риски изменения обстановки, которые связаны с изменением нормативно-правового регулирования градостроительной деятельности.

Такой подход может быть основан на том предположении, что, информируя застройщика о содержании нормативно-правовых актов, в частности о применимых градостроительных регламентах, органы публичной власти допускали возможность осуществления такого строительства с определенным архитектурным обликом, а следовательно, риск изменения таких допущений может и должен быть возложен именно на органы публичной власти, именно им придется смириться с тем, что их представления о прекрасном в области урбанистики изменились. В связи с этим, требования по обновленным градостроительным регламентам, требованиям к градостроительным регламентам, проектам планировок и т. п. должны быть направлены только в будущее, т. е. к тем проектам, для разработки которых ГПЗУ не были получены к моменту вступления в силу соответствующих изменений в нормативно-правовые акты.

Читайте также:  Клееные балки перекрытий: можно ли использовать для межэтажных конструкций, цена на деревянный материал из бруса, виды, монтаж, плюсы и минусы

Но изменения могут коснуться не только нормативно-правового регулирования.

Так, за период проектирования земельный участок, планируемый под застройку, может оказаться в границах санитарно-защитной зоны или недалеко от участка могут обнаружить редчайший памятник культуры, который всеми силами надо охранять. Возникновение таких ситуаций сложно спрогнозировать на стадии выдачи ГПЗУ и они охватываются правовым регулированием ст. 56 Земельного кодекса.

Однако статья 56 Земельного кодекса включает различные по своей природе ограничения прав – это изменение природоохранных требований, которые также, как и изменение градостроительного регулирования, зависят от органов публичной власти, а также изменения, обусловленные установлением зон с особыми условиями использования.

И хотя содержание ст.

56 Земельного кодекса тоже далеко от совершенства, поскольку норма содержит не исчерпывающий перечень ограничений, а включает туманную отсылочную формулировку об «иных ограничениях использования земельных участков в случаях, установленных Земельным кодексом, федеральными законами», которая может толковаться сколь угодно широко, данная норма оперирует более конкретным, чем в ч. 10 ст.

51 Градостроительного кодекса, понятием — ограничение прав. Представляется, что после выдачи ГПЗУ на застройщика может быть возложен только риск, связанный с возникновением тех ограничений, которые обусловлены установлением режима зон с особыми условиями использования. Исчерпывающий перечень таких зон определен в ст. 105 Земельного кодекса.

Необходимость их установления определяется не усмотрением органов власти и их представлением о должном градостроительном облике подведомственной им территории, а необходимостью защиты публично значимых интересов таких, как жизнь и здоровье граждан; безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства; обеспечение сохранности объектов культурного наследия и др. И вот риск возникновения таких ограничений прав может быть возложен на застройщика. Можно предположить, что застройщик, выбирая площадку для будущего строительства, должен проявить достаточную степень осмотрительности, чтобы предвидеть возникновение подобных ситуаций. Кроме того, для тех случаев, когда зоны с особыми условиями исключают и ограничивают возможность застройки, Земельный кодекс предусматривает механизм компенсации убытков, причиненных установлением таких зон (ст. 57.1 Земельного кодекса). Таким образом, возложение на Застройщика риска невозможности получения разрешения на строительство по причине возникновения на участке застройки режима зон с особыми условиями использования будет компенсироваться правом на возмещение понесенных в результате возникновения такой невозможности убытков.

Анализируя поставленную проблему, становится ясно, что поставить точку в этом вопросе пока невозможно, поскольку предлагаемый автором подход ставит множество новых вопросов, требующих детального анализа положений Земельного кодекса и об ограничениях прав на землю, и о правовом режиме зон с особыми условиями использования, и о механизме компенсации убытков, возникающих от таких зон. Однако, решение данной проблемы имеет существенное практическое значение для справедливого распределения рисков в сфере градостроительной деятельности, а настоящая статья является, своего рода, приглашением обсуждать этот вопрос и обмениваться заинтересованных лиц опытом и имеющейся положительной и не очень практикой.

Внесение изменений в разрешение на строительство — Правовые консультации. Официальный портал Администрации города Омска

Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом.

Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, Внесение изменений в разрешение на строительство регламентируется статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ). С 04.08.2018 года вступили в силу изменения, касающиеся порядка внесения изменений в разрешение на строительство.

Согласно ч. 21.14 ст.

51 ГрК РФ решение о внесении изменений в разрешение на строительство принимается органом, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство, в течение семи рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления или со дня получения заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство).

Заявителем в этом случае может выступать:

  • приобретатель прав или земельного участка, в отношении которого выдано разрешение на строительство (ч. 21.5 ст. 51 ГрК РФ);
  • приобретатель прав или земельного участка, образованного из нескольких земельных участков, в отношении которых или одного из которых выдано разрешение на строительство (ч. 21.6 ст. 51 ГрК РФ);
  • приобретатель прав, одного или всех земельных участков, образованных путем перераспределения или выдела их из тех земельных участков, в отношении которых выдано разрешение на строительство (ч. 21.7 ст. 51 ГрК РФ);
  • новый владелец лицензии на пользование недрами (ч. 21.9 ст. 51 ГрК РФ).

Необходимо отметить, что в новой редакции части 21.14 статьи 51 ГрК РФ продление срока действия разрешения на строительство также является внесением изменений в разрешение на строительство.

В случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, для принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство необходимы документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 ГрК РФ.

Такими документами являются следующие:

  • правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;
  • градостроительный план земельного участка;
  • материалы, содержащиеся в проектной документации:
  • а) пояснительная записка;
  • б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
  • в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
  • г) архитектурные решения;
  • д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
  • ж) проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей;
  • положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства;
  • разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
  • согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

В случае необходимости продления разрешения на строительство в уполномоченный орган необходимо представить заявление о внесении изменений в разрешение на строительство не позднее 10 рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство.

Статьей 21.15 ГрК РФ установлен перечень оснований для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство.

  1. Такими основаниями являются:
  2. 1) отсутствие в уведомлении о переходе прав на земельный участок, права пользования недрами, об образовании земельного участка обязательных реквизитов документов, или отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок в случае, указанном в части 21.13 статьи 51 ГрК РФ, либо отсутствие необходимых для внесения изменения в разрешение на строительство документов;
  3. 2) недостоверность сведений, указанных в уведомлении о переходе прав на земельный участок, права пользования недрами, об образовании земельного участка;
  4. 3) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи градостроительного плана образованного земельного участка, в случае, образования земельных участков путем перераспределения или выдела их из тех земельных участков, в отношении которых выдано разрешение на строительство;
  5. 4) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство или для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка;
  6. 5) несоответствие планируемого объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство;
  7. 6) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
  8. 7) наличие у уполномоченных на выдачу разрешений на строительство органа информации о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство;
  9. 8) подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство.

Таким образом, в случае перехода прав на земельный участок от одного застройщика к другому или образования одного земельного участка из нескольких новый правообладатель земельного участка вправе осуществлять строительство на основании первоначально выданного разрешения. При этом необходимо представить документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 ГрК РФ.

Решение о внесении изменений в разрешение на строительство принимается уполномоченным органом в течение семи рабочих дней со дня получения соответствующего заявления застройщика.

Главный специалист юридического отдела департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска Наталья Зубарева

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *